И. Е. Репин. «Бурлаки на Волге». Толстого и один из лучших его портретов. Жил в Москве и Петербурге; последние годы жизни — в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области).
Портрет написан в Ясной Поляне, по обыкновению быстро, в три сеанса (13-15 августа). Репину, однако, удалось передать величие Толстого иными средствами. Характерно, что Репин впоследствии никогда не строил портретную композицию подобным образом, утвердив тем самым уникальность, единственность портрета Толстого.
И.Н.Крамской. Портрет Л.Н.Толстого, 1873 г.
Репин очень высоко ценил портрет Толстого, исполненный Крамским. Но если у Крамского Толстой преисполнен эпического спокойствия и ясности, а его взгляд суров и прямолинеен, то репинский Толстой — человек ищущий, сомневающийся.
Регулярно участвовал в выставках передвижников. Писал портреты, жанровые и исторические картины. Карандаш — неразлучный его спутник и товарищ. Илью Ефимовича Репина я узнала, когда была еще ребенком, вероятно, лет семи, в то время, как он писал портрет моей матери, Поликсены Степановны Стасовой. Этот портрет висел у нас в квартире в Петербурге сначала на Малой Морской улице, а потом на Фурштадской, в кабинете отца над диваном.
Картины Ильи Ефимовича Репина в других альбомах
Отсутствие в Репине при полной его сбитости и, мы бы сказали, податливости истинной, «перовской» силы обличителя и рассказчика способствовало прежде тому, что мы его особенно любили. В обширном ряду портретов Толстого, выполненных многими художниками, портрет работы Крамского – один из лучших.
Комментарии в альбоме
Композиция предельно проста, фон спокойный, нейтральный, ничто не заслоняет главного – выразительной головы Толстого с «мужицкими» чертами его типично русского лица и умными, проницательными глазами. Чтобы написать портрет Льва Толстого для Третьяковской галереи, Крамской поселился в Козловке-Засеке, неподалеку от Ясной Поляны, и долго убеждал писателя, никак не соглашавшегося позировать.
Лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно… Написать его мне очень хочется», – признавался Крамской в письме Третьякову. Крамской написал одновременно два портрета – для Третьякова, по заказу, и для семьи Льва Николаевича.
Воспоминания современников Репина
Написан по просьбе С.А.Толстой для семьи писателя. По свидетельству членов семьи, с натуры писались только лицо и руки, остальное – по памяти. После этого он начал писать больший холст, то есть яснополянский портрет.
Но в указанном выше письме Крамской признавался, что скоро и 1-й портрет он поправил настолько, что по общему отзыву он «стал лучше второго». В ноябре 1856 года Л.Н.Толстой в чине поручика выходит в отставку. В ноябре 1855 г. Л.Н.Толстой приехал из Севастополя в Петербург и вошел в круг передовых русских писателей, сгруппировавшихся вокруг журнала «Современник».
С 1862 года Лев Николаевич Толстой начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна». 14 февраля Толстой со всей семьей уехал в Москву. В первой половине марта вышел четвертый том «Войны и мира». Толстой усиленно работал над пятым томом. «Я по уши в работе», – писал он Т. А. Кузминской в конце апреля. В нем нет ничего лишнего, весь он сдержанно серьезный, очень собранный.
Москву, где и прожил 3 недели, я ездил, чтобы видеть моего хорошего Льва Николаевича Толстого и чтоб написать его портрет, что я задумал давно, но не мог исполнить. В этом портрете я передавал все, что есть самого драгоценного в этом удивительном человеке». Н.Н.Ге – В.П.Гаевскому. В нижнем этаже музея-усадьбы Ясная Поляна находятся две комнаты, попеременно служившие Толстому кабинетом до того времени, как он был устроен наверху.
Из «Дневника» С.А.Толстой от 7 сентября 1908 года: «Пережили так называемый юбилей восьмидесятилетия Льва Николаевича. В общем – сколько любви и восхищения перед ним человечества. Чувствуется это и в статьях, и в письмах, и, главное, в телеграммах, которых около 2000. Все я собираю и намереваюсь отдать на хранение в Исторический музей в Москву.
Единственный цветной фотопортрет писателя, явившийся первым цветным фотопортретом в России. Илья Ефимович Репин является одним из самых ярких представителей русской живописи XIX-XX веков. Как утверждал сам художник, искусство было с ним всегда и везде и никогда его не покидало. И. Репин появился на свет в 1844 году под Харьковом, в украинском селе в Чугуево, в семье отставного военного.
В 1863 году студенты демонстративно отказались выполнять квалификационное задание на указанную тематику. Это было время пробуждения общественного сознания, студенческих волнений, надежды на будущее, под влиянием которых формировались идеи и взгляды Ильи Ефимовича. Являясь студентом, Репин посещал творческие «четверговые вечера», на которых яростно увлекался рисованием, чтением новых произведений и обсуждением роли искусства.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Как в годы супружества, так и после ухода из семьи Репин писал много портретов своих близких. В тесном общении с Н.А.Некрасовым, Н.Г.Чернышевским, И.С.Тургеневым, А.Н.Островским, И.А.Гончаровым и другими писателями-реалистами окреп его художественный талант.