ТЕМА 1. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

В этом случае говорят о передаче информации. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств. Информатика — это наука об организации процессов получения, хранения, обработки и передачи информации в системах различной природы.

Общее имя выбирают так, чтобы оно не только подходило каждому объекту из множества, но и наиболее точно описывало рассматриваемое множество. Например, городам Лондон, Манчестер и Ливерпуль можно дать такие общие имена: «город», «европейский город», «город в Великобритании».

ТЕМА 1. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Разные науки изучают и исследуют разные объекты или одни и те же объекты, но с разных сторон. В нашем сознании любой объект отражается в виде понятия. Имена бывают общими, обозначающими множество объектов, и единичными, обозначающими конкретный объект в некотором множестве. Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.

1.2. Виды и свойства информации

Небывалые темпы развития научных и технических достижений выдвинули информатику на важнейшие позиции. Особо выделяются некоторые ключевые направления, к которым относятся: экономика, торговля, финансы, развитие малых и средних предприятий.

Хочу привести в пример работу члена-корреспондента АН СССР И.А.Мизина и его соавторов от 1991 года, которая показывает с чего начиналось развитие «информатики» в нашей стране. Термин «информатика» начал использоваться в отечественной научно- технической литературе в начале 80-ых годов и быстро приобрел широкую популярность. Методы и средства информатики материализуются и доходят до конечного пользователя в виде информационных технологий.

В настоящее время информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи, а также бытовую электронику, телевизионное и радиовещание. Информационные технологии находят большое применение в науке, промышленности, торговле, управлении, образовании, медицине, быту и т.д.

По поводу определения термина «информатика» в настоящее время существует ряд сходных точек зрения. Она основана на развитии в широком применении методов математического моделирования и вычислительного эксперимента и служит ближайшим стратегическим резервом ускорения научно- технического прогресса. Математическое моделирование представляет собой естественное развитие и обобщение методов научного исследования, соединенных с современной информационной технологией.

Работа с моделью, а не с объектом, оборачивается оперативным получением подробной и наглядной информации, вскрывающей его внутренние связи, качественные характеристики и количественные параметры. Многократно уменьшаются материальные и трудовые затраты, присущие традиционным экспериментальным подходам, дающим, как правило, лишь крупицы нужной информации. Точка зрения члена-корреспондента В.И.Сифорова на определение информатики: «В основу определения должны быть положены действия над информацией.

Цели обучения информатике в начальной школе:

В основе этого развития лежат закономерности процессов в ЭВМ, закономерности развития ЭВМ. Информатика имеет дело не с конкретными формами материи, а с категориями: информация, модель и т.п.

М.:Наука, 1988) подчеркнул, что информатика — это «естественная наука, изучающая общие свойства информации, процессы, методы и средства ее автоматизированной обработки». При этом под обработкой информации понимаются процессы ее восприятия, хранения, преобразования, перемещения и вывода (ввода) с применением средств вычислительной техники. Информатика рассматривается как крупное научное направление, заслуживающее активного развития в интересах всего человечества.

Она также тесно связана с теорией информации и управления. Важнейшей задачей информатики является изучение и обеспечение «дружественного» интерфейса между человеком и аппаратно-программными средствами обработки информации. В связи с этим чрезвычайно актуальной для информатики становится изучение сущности интеллектуальной деятельности человека.

Расширение сферы научных методов и практических приложений информатики привело к необходимости ее структуризации.По поводу структуры информатики существуют различные точки зрения. Во-вторых, сложилась обширная область научных проблем и методов, связанных с разработкой аппаратных и программных средств информатики. Эта область представляет собой техническую основу информатики и поэтому может быть названа технической информатикой.

Информационные технологии в образовательном процессе

Разнообразные прикладные системы информатики (информационные, экспертные, АСНИ, САПРы и др.) наглядно демонстрируют ее возможности и значимость для развития научно-технического прогресса.

Известные в литературе определения информационных технологий достаточно близки. Значительное развитие средств информатики и связи дает возможность осуществить в будущем переход к «безбумажной технологии» и «безбумажному обществу». В известной нам литературе до сих пор не рассматривались вопросы классификации информационных технологий. Функционально-ориентированные информационные технологии предназначены для реализации одной из типовых относительно автономных задач обработки информации.

1.1. Информация. Информационные объекты различных видов

Предметно-ориентированые информационные технологии предназначены для решения конкретной специфической задачи в конкретной области. Это позволяет основную часть технологии создавать автономно от пользователя и применять унифицированные технические решения. В зависимости от поставленных целей возможно использование и других критериев классификации.

Синонимом слова «компьютер» является «электронно-вычислительная машина» или ЭВМ. Персональный компьютер — один из видов компьютеров наряду с многопроцессорными и мультисистемными компьютерами. Информация (в переводе с латинского informatio — разъяснение, изложение) — это ключевое понятие современной науки, которое стоит в одном ряду с такими как «вещество» и «энергия».

3.1. Развитие определения «информационные технологии»

Существуют несколько концепций (теорий) информации. Ее появление связано с развитием кибернетики и основано на утверждении, что информацию содержат любые сообщения, воспринимаемые человеком или приборами. Иными словами, информация — это действующая, полезная, «работающая» часть знаний. Представитель этой концепции В.Г. Афанасьев. Аналогам органов чувств человека в технических приборах соответствуют различные датчики.

Чувствительные органы живого организма в основном по своей природе дискретны. В технике непрерывная информация называется аналоговой. Многие устройства, созданные человеком, работают с аналоговой информацией. Изменение свечения происходит плавно и непрерывно.

Наиболее ярко и образно эта концепция информации выражена академиком В.М. Глушковым. Связанные с информацией процессы происходят не только в мире, имеющем отношение к деятельности человека, но также и в живой природе и технике. Информация передается в виде последовательности сигналов, составляющих информационное сообщение. Датчики, посредством которых воспринимается информация, измеряют в основном непрерывные характеристики — температуру, нагрузку, напряжение и т.д.