Сила не может и не должна быть признана ценностью. Вообще путь, которым шёл и идёт Рерих к своему искусству, чрезвычайно интересен. Влияние Васнецова было так сильно тогда, что его хотели видеть и в первых картинах Рериха. Выставки эти в то время были живей и интересней, чем сейчас, отчасти именно благодаря участию учеников Куинджи.
Его интересовали творческие люди, изображенные в активном действии. Погрудный портрет уступает место портрету-фигуре, в которой значение играют не только выражение лица, но и поза, жест, окружение. Это качество портрета в полной мере воплотилось в работах М. В. Нестерова.
Нестеровым было написано два портрета академика Павлова, в 1930 и 1935 годах. Первый хранится в Русском музее, второй стал одной из лучших работ в коллекции Третьяковской галереи. Академик Павлов, прославленный физиолог, лауреат Нобелевской премии, в отличие от других персонажей созданных тогда портретов, не был знаком художнику. Наконец уговоры достигли цели, было получено и согласие академика. В 1930 году художник приехал для работы над портретом в Ленинград, точнее в посёлок биологической станции в Колтушах, где и состоялось их знакомство.
В позах их мечтательность и порыв к миру, где они как бы жили когда-то
Темперамент и энергия академика вызвали в художнике желание работать, запечатлеть образ этого человека. Несмотря на одобрение учёного и окружающих художник был не удовлетворен портретом. Однако с этого времени между ним и Павловым возникли близкие дружеские отношения и приезжая в Ленинград художник жил у Павлова, в его доме в Колтушах.
Через Византию грезилась нам Индия; вот к ней мы и направляемся… “Живёт в Индии красота
Академик Павлов изображен с вытянутыми вперёд руками, сжатыми в кулаки. В итоге он все же стал доминатной, определившей вытянутую по горизонтали композицию. Имя Рериха так популярно, популярность эта завоёвана так быстро, и притом в лучших кругах публики, что и внешне приходится причислять его к крупнейшим художникам современности.
Влечение художника к старине, характер его первых работ давали повод говорить о преемственности от передвижников, в частности, от Васнецова. Если бы даже причислить Рериха по его более ранним произведениям к передвижническим “историкам”, то среди них он стоит также обособленно, как Суриков и Рябушкин. Таинственный голос крови, загадочная наследственная связь с прошлым как бы обуславливают дар прозрения, ясновидения, свойственный и давно приписываемый “провидцу прошлого” Рериху.
Отец художника, известный в своё время петербургский нотариус Константин Фёдорович Рерих женился на урождённой псковитянке из рода Калашниковых. Таким образом, в происхождении художника, родившегося в Петрограде, на рубеже скандинавско-русском, слились корни скандинавские с исконно-русскими.
И вот оказалось, что в прежних своих работах, напр., в “Зловещих”, где пейзаж как бы написан с натуры, художник угадал Финляндию, характер её природы. Путешествие как бы подтвердило то, что уже чувствовалось и было известно внутреннему таинственному взору прозорливца, по крови связанного с древними скандинавами. Округа вся мне по душе, — пишет художник в недавнем письме, — дали, холмы, мхи, озёра, реки и облака – всё моё, близкое и всё толкает к образам”.
Также и коллекционерство, которому Рерих был чужд по своим ранним влечениям в личной жизни, слишком заманчиво для художника, влюблённого в старину и в искусство
На фоне впечатлений от природы, охоты, прочитанных книг, рано возник и развился интерес к рисованию. Таким образом, как многие будущие дарования, в одиночестве, почти без поддержки, Рерих с самых юных лет определённо следовал своим склонностям.
В статье Рериха “Марес и Бёклин” “праздник” первого противопоставлен холодности второго, отмечено различие дорог при одинаковости стремлений
Ко времени окончания гимназического курса в 1893 г. у их более молодого товарища склонности сложились определённо. Зато уступка была взаимной и одновременно Рерих становится учеником Академии Художеств, куда благополучно сдаёт экзамен по рисованию. Реформа не оказалась благодетельной, но, как всегда в подобных случаях, первое время повеяло свежестью, известной энергией и напряжённостью в общей работе, свободной хотя бы в выборе профессоров.
К художественным успехам молодого студента двух высших учебных заведений в семье относились равнодушно, может быть, даже с тревожным недоброжелательством. Поступив в головной класс, в октябре того же года. Рерих был переведён в фигурный, а к весне в натурный, сократив, таким образом, до возможного minimum’а пребывание в двух первых классах.
Как и в первый раз, художник работал и жил в доме академика
Любопытно, что столь яркая художественно-публицистическая деятельность Стасова как-то не интересовала и даже мало была известна Рериху. Он был тогда далёк от литературной и художественной партийности и однажды поверг в ужас Стасова, сообщив, что показал одну из своих былин Буренину.
Так обычно именно талантливых художников одолевают первое время после гипсов сложные задачи рисования и живописи с живой натуры. Мастерская Куинджи, как и сам профессор, уже пользовались тогда большой популярностью. Популярный профессор, рассмотрев работы нового ученика и расспросив его, сказал сторожу при мастерской: “Это вот они сюда будут ходить”.
Руководительство Куинджи было чрезвычайно оригинально в соответствии со всей его крупной самобытной личностью. В пейзажной мастерской работали с одетой живой натуры, делали эскизы далеко не одного пейзажного характера. Руководительство ограничивалось более или менее меткими замечаниями при бережном и внимательном отношении к индивидуальностям. Характерной чертой и её и его самого художества было дерзание, качество, присущее самобытным дарованиям, необходимое для них, но нередко подавляемое личной робостью и неуверенностью.
Заветы Куинджи настолько были запечатлены обаянием живого примера в его личности, что не могли не вспоминаться в трудные минуты его учениками. Не столько руководительство, сколько художественная атмосфера, внесённая руководителем в мастерскую, была благодетельна для начинающих художников. Заботливость Куинджи о художественном образовании своих учеников была так велика, что в 1898 г. он организует на свои средства поездку их заграницу.
В собрании Академии Художеств в октябре 1909 г., согласно предложению Репина, Матэ и Кондакова, Н.К. Рерих был избран академиком. Да и самая живопись первых картин слишком разнится и от Васнецовской и от общего тогда живописного шаблона исторических картин. Ещё нет попыток стилизма, но как бы намерение передавать историзм сумеречностью, завуалированностью, особенным подходом к темам, как, напр., в “Гонце” и “Походе”. Возможно, что уже тогда были заложены семена будущего стилизма и красочных исканий.
Совсем особое тогда красочное и графической построение картин Врубеля открывало новые горизонты в передаче фантастики и декоративности. Характерные для Врубеля сочетания синего и фиолетового как бы отразились позднее в некоторых картинах Рериха.
Произошло недоразумение, выяснившееся вполне значительно позднее, благодаря которому столь видный сейчас деятель “Мира Искусства” оказался в неприязненных с ним отношениях.
Реакция в связи с общим движением искусства и изучением старины была неизбежна. Конечно, исследователь и пропагандист старины и искусства в Рерихе тесно сливается с художником. В этой картине особая слитность композиции и красок, удачно угаданных. Представление и об этих и о других церковных работах можно иметь по эскизам, появлявшимся в своё время на выставках.