Формирование и исполнение местных бюджетов

2. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) составляют трети и уровень бюджетной системы Российской Федерации. Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задачи и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Каждое муниципальное образование в соответствии с законом имеет собственный бюджет. Таким образом, к бюджетам муниципальных образований относятся городские, районные, поселковые бюджеты, а также районные бюджеты в районах городов и бюджеты сельских населенных пунктов.

Статья 80. Отчетность об исполнении местных бюджетов

Доли федеральных и региональных налогов (сборов) закрепляются за бюджетами муниципальных образований на постоянной основе в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Дотации, субвенции, а также заемные средства играют роль вспомогательных источников доходов местных бюджетов.

Заемные средства могут быть предназначены для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или устранения финансовых трудностей в процессе исполнения утвержденного бюджета. В соответствии с законодательством обязательными для местных сообществ являются только расходы, которые определены в таком качестве законом, и расходы, необходимые для оплаты невостребованных долгов. Если произведенный расход является запрещенным, он аннулируется по решению суда на основании протеста прокурора или-жалобы граждан (контроль внутренней легальности бюджета).

Нарушение принципа сбалансированности местного бюджета порождает его дефицит. В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов.

Статья 64. Состав доходов, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов

Дискреционные расходы — расходы на содержание муниципального хозяйства, то есть расходы на развитие местной экономики, дорожного хозяйства, строительства, территории. Всю совокупность расходов местных бюджетов можно разделить на две большие группы. Если проводить оценку расходов местных бюджетов по функциональному направлению, то основные их разделы можно объединить в следующие группы.

Статья 68. Состав доходов и расходов бюджетов районов в городах

Расходы на национальную экономику занимают, как правило, незначительную долю в местных бюджетах (от 1 до 5%) после внесения изменений в структуру полномочий органов местного самоуправления. Наибольший удельный вес в этой группе занимают расходы на образование, доля которых превышает 38% совокупных расходов местного бюджета. Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов неодинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его местным органам различного уровня.

Разграничение компетенций уровней власти в значительной степени обусловливается разделением ресурсов на федеральные, региональные и местные. Политика местной власти должна быть направлена на максимизацию использования ресурсных возможностей.

Но плату за землю рациональнее мобилизовать в муниципальных бюджетах, поскольку только органы местного самоуправления могут эффективно контролировать эти платежи. Сбор ряда налогов наиболее эффективен именно на местном уровне.

Основные направления расходов местных бюджетов

В настоящее время общепризнанно, что определенный круг бюджетных расходов наиболее целесообразно осуществлять на муниципальном уровне. В настоящее время из местных бюджетов финансируется 100% расходов на среднее образование и 85% — на здравоохранение.

Статья 76. Проект решения о местном бюджете и материалы, прилагаемые к нему

Избыточная централизация финансовых ресурсов на верхних уровнях управления лишает местные власти стимулов к эффективному использованию средств и к наращиванию налогового потенциала.

В таких условиях основные финансовые ресурсы концентрируются в федеральном бюджете. Таким образом, преодоление кризисных явлений в экономике и выход на траекторию интенсивного развития резко увеличивает возможности расширения финансовых полномочий местных органов власти. Стимулирование создания и размещения на определенной территории малых и средних предприятий должно обеспечиваться политикой местных властей, подкрепленной соответствующими финансовыми возможностями.

Главные из них — разработка критериев определения полномочий местных органов власти и закрепление за ними соответствующих ресурсов. До 1998 г. действовало 23 местных налога и сбора. При введении налога с продаж 16 из них были отменены. Поэтому в настоящее время доходы от приватизации государственного имущества в местные бюджеты не поступают, а приватизация предприятий, находившихся в муниципальной собственности, уже закончена.

Статья 67. Отдельные особенности формирования местных бюджетов

Деятельность органов власти по мобилизации доходов бюджетов называется налоговыми усилиями. Если помощь, оказываемая местному бюджету из бюджета субъекта Федерации, не зависит от использования местного потенциала сбора налогов, то налоговые усилия муниципалитетов могут снижаться. На практике органы местного самоуправления планируют свои доходы, исходя из распределения регулирующих федеральных и региональных налогов.

В современных условиях органы местного самоуправления имеют весьма ограниченные возможности по проведению собственной налоговой политики. Предполагается перейти в долгосрочной перспективе к принципу «один налог — один бюджет», в соответствии с которым налоги не будут расщепляться, а станут поступать в конкретные бюджеты. Но в программе поставлена задача их поэтапного преобразования в закрепленные с установлением соответствующих нормативов их поступлений в местные бюджеты.

Статья 75. Порядок составления проектов местных бюджетов

Оперативность сбора местных налогов должна повыситься с переходом на казначейскую систему исполнения местных бюджетов. Эти поступления и расходы составляют единый баланс соответствующего бюджета. 2. Если законом установлен новый вид дохода местных бюджетов, его зачисления определяется законом о Государственном бюджете Украины на период до внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

2. Распределение объема межбюджетных трансфертов между городским бюджетом и бюджетами районов в городе (в случае их создания) осуществляется в порядке, утвержденном городским советом. Государственном бюджете Украины. 2. Средства специального фонда местных бюджетов расходуются на мероприятия, предусмотренные решением о местном бюджете в соответствии с законодательством. Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего местного совета.

Финансовой базой органов местного самоуправления являются их бюджеты. 6. В качестве составной части местных бюджетов могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.