Текст научной работына тему «Энергетическая политика и энергетические проекты в Центральной Евразии». Научная статья по специальности «Экономика и экономические науки»

Парамонов Владимир, Строков Алексей Энергетические интересы и энергетическая политика Китая в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. Запада доминировать в мировой экономике и политике. При этом, ведущая роль в этой тенденции принадлежит России, как стране с высоким энергетическим и экспортным потенциалом.

Наибольшее значение в этой группе стран, с точки зрения россий­ских национальных интересов, имеет Казахстан. В марте 1994 г. было подписано соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур». Президенты Рос­сии и Казахстана 6 июля 1998 г. подписали также Декларацию о вечной дружбе, партнерстве и союзничестве, ориентированную в XXI столетие. Кроме прочего, провозглашенные цели социально-экономического и технологическо­го развития Казахстана и России совпадают.

Текст научной работына тему «Энергетическая политика и энергетические проекты в Центральной Евразии». Научная статья по специальности
«Экономика и экономические науки»

Безусловно, интересы России и Казахстана совпадают не во всем, определенные различия в подходах к тем или иным проблемам возмож­ны. В большинстве интеграционных процессов внутри СНГ, прежде всего в ОДКБ и ЕврАзЭс, принимают участие еще два государства Центральной Азии — Киргизия и Таджикистан.

Страна располагает большим количеством трудовых ресурсов, и она стала их экспортером в другие государства СНГ, прежде всего в Россию. Таджикистан нужда­ется в иностранной помощи. Но если сначала основным источником помощи была Россия, то затем появились альтернативные источники в лице государств «дальнего зарубежья» и международных организаций. В начале 90-х годов XX в. при президенте А. Акаеве был взят курс на либерализацию не только политической, но и экономической системы Киргизии.

Власти стремились привести в страну иностранные инвестиции, проводили политику широкомасштабной приватизации. Углубляющийся внутренний кризис привел к тому, что в Киргизии произошла одна из «цветных революций» — так называемая «тюльпа­новая». В 2005 г. президент А. Акаев был свергнут и власть перешла к лидеру тогдашней оппозиции К. Бакиеву.

Аннотация научной статьипо экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Томберг Игорь

В экономике в первые годы после распада СССР Узбекистан до­бился самообеспечения продовольствием и энергоресурсами. Одновременно Узбекистан отказался от участия в ЕврАзЭс. Хотя в 1992 г. Узбекистан подписал Договор о кол­лективной безопасности, впоследствии эта страна отказалась его продле­вать.

Там предпочитали не замечать авторитарного характера по­литического режима и нарушения прав человека в Узбекистане. Со сто­роны внутриполитическое положение в Узбекистане представлялось и представляется стабильным.

Все это так или иначе нашло выражение в событиях, происшедших в 2005 г. в городе Андижане. Правда, в 2009 г. членство Узбекистана в ЕврАзЭс было приостановлено. Хотя Туркмения была среди государств—учредителей СНГ, в даль­нейшем ее участие в деятельности данной структуры становилось все менее и менее активным.

В Туркмении был введен особый календарь, упразднены многие общественные институты, созданные в годы советской власти. В сложном положении оказалось русскоязычное население респу­блики. По­степенно нужда в них отпала, и соглашение о двойном гражданстве было расторгнуто. Однако проблема русскоязыч­ного населения не занимала заметного места в отношениях Россий­ской Федерации с Туркменией.

Поэтому вопросы цены на газ и его транзит были важны как для Туркмении, так и для России. Стала меняться и туркменская внеш­няя политика, в частности, активизировались российско-туркменские отношения.

На протяжении тысячелетий энергетика не играла существенной роли в международных отношениях и в мировой политике

Наиболее близким партнером России в Закавказье является Арме­ния. Хотя эта страна и не участвует во всех интеграционных проектах, но сохраняет прочные связи с Российской Федерацией. Армения весьма заинтересо­вана в России как гаранте безопасности и поэтому является главным военно-политическим союзником России в Кавказском регионе. Историческим фактом является геноцид армян в Османской империи в годы Первой мировой войны. Именно Россия для армян была гарантом их существования.

Основную угрозу для безопасности страны армянская элита и населе­ние видели в Турции. При посредниче­стве Российской Федерации, действовавшей как самостоятельно, так и в рамках Минской группы ОБСЕ, вооруженные столкновения удалось остановить. Несмотря на эти проблемы, двусторонние отношения между Россией и Азербайджа­ном развиваются. При активном участии России вооруженное наси­лие в обеих конфликтных зонах было прекращено, а сами конфликты оказались на длительное время замороженными.

Это требует коллективного лидерства ведущих государств мира. Оно должно быть представительным в географическом и цивилизационном отношениях

Более того, в ко­нечном счете, она неизбежна. Топливно-энергетический комплекс России и стран Центральной Азии имеет определенную взаимосвязь: кооперацию, совместные проекты, транзитные схемы экспорта углеводородов.

Соединенные Штаты Америки и Европейский Союз вводят санкции в отношении России. В отношениях с Азербайджаном у России есть проблемы. В связи с этим были ограничены связи с Россией и другими странами СНГ в информационной, образовательной и культурной сферах. Нарушение этих связей повлечет за собой значительное снижение экономической эффективности не только в топливно-энергетическом комплексе стран, но и в регионе.