Природа в стихах Ф. И. Тютчева: анализ стихотворения «Еще земли печален вид…»

И елей ветви шевелит. И золотит твои мечты?.. И ей невольно улыбнулась… Какой предстает любовь в лирике Ф.И. Тютчева? При всей правдивости и конкретности описания природы у Фета она как бы растворяется в лирическом чувстве, служа средством его выражения».

Какие особенности изображения пейзажа вы смогли бы выделить, анализируя стихотворе­ние Ф. И. Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»? Как влияет природа на настроения, мысли и чувства лирического героя? Какие художественные средства выбирает поэт, чтобы передать их в стихах? Настроение, чувства и мысли лириче­ского героя, как правило, сливаются с со­стоянием природы.

Природа в стихах Ф. И. Тютчева: анализ стихотворения «Еще земли печален вид…»

И еще один важный мотив, связанный с родной природой, — мотив любви к ней, даже если это убогая картина бедного се­ления. Особенностью лирики Ф.И. Тютчева является повышенный интерес к противоречивым явлениям природы и жизни. В приро­де поэта привлекают кризисные, крайние ситуации — гроза, буря, борьба стихий.

Любовь у Ф.И. Тютчева — это высочайшее счастье, но оно связано с борьбой индивидуальностей. Она наполнена раздумьями о гармонии и противоречиях чело­века — «мыслящего тростника» — и природы.

Противоречия составляют и основную черту любовной лирики. Впервые стихотворение «Еще земли печален вид…» было опубликовано уже после смерти Тютчева — в 1876 году. Точная дата его создания неизвестна. Основной прием, на котором строится «Еще земли печален вид…», — это психологический параллелизм, то есть человеческая душа сопоставляется с природой. Печальный вид еще не проснувшейся после зимы земли передается едва ли не через одну-единственную строку: «И мертвый в поле стебль колышет».

Мартовское пробуждение после долгой зимы ждет и человеческую душу. Об этом Тютчев говорит во второй части стихотворения. Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?.. Стихотворение «Еще земли печален вид…» — яркое тому подтверждение.

Поэтический образ весны в лирике Ф. Тютчева и А.Фета
(сопоставительный анализ) — Поэтический образ весны
в лирике Ф. Тютчева и А. Фета- рефераты по творчеству А.А.Фета

Душа человеческая, как и сама природа, с приходом весны обретает некое особенное состояние мечтательности и романтичности – она оживает. Душа чутко отзывается на приход весны, ожидая изменений в лучшую сторону, ожидая чего-то светлого и чистого. Тютчева к поступлению в Московский университет. Тема курсовой работы акцентирует внимание на сложных, тонких взаимоотношениях человека и окружающего его природного мира в их противоречивости и единении.

Без этого проникновения в поэтические глубины читательское скольжение по верхам – быстропреходящее и не оставляет следов в сердце и сознании человека». Природа для Тютчева всегда юная. Осень и зима не несут ей старческой смерти.

Белинский писал Тютчеву: «Ваши весны не имеют морщин, и, как говорит великий английский поэт, вся земля в этот утренний час года и жизни улыбается так, как будто бы она не заключала могил». И действительно, поэзия Тютчева оптимистична; она утверждает прекрасное грядущее, в котором будет жить новое, счастливейшее племя, для свободы которого солнце «живей и жарче будет греть».

Природа изображается им в открытых и скрытых переходах и определяет типологию его стихов. Стихотворение «Весенние воды» не велико по размеру, но в нем заключена объемная и панорамная картина пробуждения огромного мира, его изменения во времени. Оно очень старое, дремучее и сакральное.

Но и те стихи, в которых не даны признаки реальной местности, воспринимаются как пейзаж России, а не какой-либо другой страны. Утверждение о том, что эти стихи о русской природе, такой же миф…» – и больше ни слова автор не говорит в подтверждение своего заявления, никакой аргументации.

Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал в Германии. Грохочет в небе голубом. Все сердитей и смелей. Было это написано 6 июня 1849 года, когда Тютчев вновь отправился в Овстуг». Но мы ведь знаем, что Тютчев мог писать и иначе. Античной мифологизацией не исчерпывалась его космогония. Дело в том, что в России 60-х годов происходило размежевание литературных и общественных сил под влиянием новых революционных «базаровских» веяний.

Это не могло не вызвать негодования поэта-гуманиста, его боли и разочарования. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что Федор Сологуб совершенно не прав в своей трактовке лирики Тютчева. Их основная мысль: божественная вечность весны, ее непереходящесть и невозмутимость. Игра и жертва жизни частной!

И далее: «Он не украшает природу, он, наоборот, срывает с нее «покров, накинутый над бездной». Поэзия Федора Ивановича Тютчева полна лиризма, внутреннего напряжения и драматизма. Именно так – как один из тончайших мастеров пейзажной лирики, Фет вошел в хрестоматии и многочисленные стихотворные сборники «поэтов природы» наряду с Тютчевым, Майковым, Полонским.

Фет стремится к фиксации изменений в природе. Наблюдения в его стихах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Фет изображает более частные, более короткие и тем самым более конкретные отрезки сезонов». Конечно, не только конкретностью и детальностью сильны стихи Фета о природе.

Буйство молодое», «избыток чувств и сил» передан в рассматриваемом стихотворении. В финале стихотворения образы человеческой души и природы сливаются воедино, что характерно для лирики Тютчева. Человеческое» и «природное» в этих картинах или слиты воедино, или, развиваясь параллельно, стремятся к единству. Тютчев писал стихи эти «как бы резвяся и играя». И это было новым словом в русской поэзии. Лирику Ф.И. Тютчева можно определить как философскую.