Все случаи постановки тире

Задание: Определите подлежащие и сказуемые в предложениях, подписывая части речи, которыми они выражены. Учитель. Что объединяет предложения 3,4,6? Сформулируйте условие постановки тире между подлежащим и сказуемым. Итак, тире ставится в предложениях 1,4,6,8,9.

Тире не ставится, если перед сказуемым стоит отрицание НЕ: Бедность не порок.Сердце не камень. И связка при этом нулевая, то есть, не выражена в сказуемом, она указывает на настоящее время изъявительного наклонения. При сказуемом есть так называемые сравнительные союзы, такие как «будто», «словно», «точно», «как» и т.п.

Между подлежащим и сказуемым есть вводное слово. Например: Введение только начало работы. Сказуемое стоит перед подлежащим. Подлежащее и сказуемое представляют собой устойчивый фразеологический оборот.

Слово «Это» употреблено в качестве подлежащего, которое выражается местоимением. Кое-что вы о тире знаете. Грамматика объявила, что в новой пьесе две главные роли: это Подлежащее и Сказуемое, образующие грамматическую основу предложения.

И не случайно. Подлежащее обозначает предмет речи – то, о чём говорится в предложении, и поэтому является своеобразным хозяином предложения. К голосу его прислушивается второй член предложения – Сказуемое. Части речи и режиссёр согласились. Решением театрального совета на главную роль Подлежащего были утверждены Существительное и Местоимение. Грамматика предложила обсудить особенности другого члена предложения – Сказуемого.

Глагол с радостью откликнулся: «Да, я очень часто в предложении играю роль сказуемого. Прилагательное тут же отозвалось: «С удовольствие соглашаюсь, ведь в краткой форме я всегда играю роль сказуемого в предложении: Мой котёнок забавен и игрив. Кто? – Котёнок. Это подлежащее.

Забавен и игрив. Это сказуемые». Конечно, одну из главных ролей мне уже дали – роль Подлежащего, но и в роли сказуемого мне приходится немало потрудиться. Сказуемые в них выражены существительными. Учитель. Как же нам помочь актёрам и режиссёру поставить пьесу «Это непростое простое предложение»? Запишем тему урока: Тире между подлежащим и сказуемым (Приложение 1, слайд № 6). Попробуем сформулировать цель урока. Что нам необходимо узнать, чему нужно научиться?

Учитель. Итак, мы поймем, что достигли цели, если сможем правильно расставить тире в предложениях нашей пьесы и объяснить свои решения. Учащиеся вносят в лист оценивания баллы за 1 и 2 задания, выполненные на этапе актуализации знаний.

1. Тире необходимо

Снег чистый и искристый. Святочная кутья – рисовая каша с мёдом и изюмом. Что объединяет эти предложения? Применение правила постановки тире между подлежащими и сказуемыми на тренировочных упражнениях. Примерный ответ ученика: В предложениях 2 и 4 между подлежащим и сказуемым ставится тире, так как они выражены существительными в Именительном падеже.

Когда тире не ставят

Учитель. Какой темой объединены эти предложения? Выполняем самостоятельно, затем проверяем с места, называя условия постановки тире между подлежащими и сказуемыми. Назовите условия постановки тире в этих предложениях. 6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения.

Воспоминания _ один только стыд и рвание волос (Гончаров). И это все, что было в моей жизни, а остальное _ ненужный сон (Бунин). Брат — мой учитель и Брат мой — учитель. Кав.); Суровой осени печален поздний вид (Забол.); В столовой пир горяч и пылок (Забол.). З. Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. 4. И неподкупный голос мой был эхо русского народа. В историю русской литературы А.С. Пушкин вошел как крупнейший представитель реализма, как создатель литературного языка. Новый этап творческого пути Пушкина отразился в поэме «Руслан и Людмила».

Возвращение Грибоедова в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Из ряда слов составьте предложение так, чтобы между подлежащим и сказуемым было тире. Подчеркните грамматическую основу. 3) В юности, это, в старости, знание, мудрость.

II. 1. Море чудесное, синее и нежное (Чехов). 1. Природа есть родина всех талантов, начиная от… солнца и кончая талантами, переходящими в историю культуры (Пришвин). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов).

14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). И наоборот, во втором предложении подлежащим будет существительное «достоинства», а сказуемыми «точностьи краткость». Убрать класс после уроков – обязанность дежурных. В перечисленных видах предложений частотны слова это, вот, значит.

Тире между главными членами
предложения

Перед сказуемым есть частица «не». Например: Братья не близнецы. 3. Слово «значит» употреблено в значении «следовательно». Они составляют грамматическую основу предложения, т.е. без главных членов не может предложения. А что вы знаете о тире как о знаке препинания? Предлагаю работавшим у доски вернуться на свои места и вместе со всеми послушать лингвистическую сказку. Ваша задача — послушав сказку, проверить, правильно ли вы заполнили схему. По ходу также выпишите примеры из сказки для каждого способа выражения подлежащего (1 вариант), сказуемого (2 вариант).

Объясните наличие или отсутствие тире в предложениях. Ученики. Главными членами предложения называются подлежащее и сказуемое. Нужно ли тире в 5-м предложении? Схема: сущ. в И.п. — н.ф.гл.