Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии

Культура — это синтез данных культов с преобладанием одного из них. «В человеке тварь и творец соединены воедино…Человек есть только путь к человеку.

В учениях этих мыслителей идея высшей разумности Божественного творения стала на почву, подготовленную развитием естествознания и математики. Пытаясь преодолеть кантовский дуализм миров трансцендентального «Я» и «вещей в себе», Шеллинг сформулировал концепцию тождества духа и природы, имеющих общую основу в абсолютном разуме.

Сократа и развитые его учениками. Сенека и Марк Аврелий. Августин Блаженный и Фома Аквинский. Богом, Церковью и верующими. XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы. Томас Мор и Томмазо Кампанелла. 1789 — 1794 гг. и после ее завершения. Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции. Бабеф и некоторые его соратники были казнены.

70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания. Декарта и Спинозы). Фихте внести изменения и глубже проработать «Я-концепцию». Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и нача­лом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Гегеля и саму идею развития. Прису­ще человеку и, частично, высшим животным. Наиболее распространенный вид связи — внешние и внут­ренние. Ленин и другие). Азии и Африки). 60 до 100 млрд. и дальше).

Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и ло­кальными. Культура зарождается, живет и умирает. Федорову, — путь к решению всех проблем и всемирному счастью. Необходимо жить «с каждым и для каждого». России и русского народа.

Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения
окружающего мира в китайской философии и мифологии

Подлинное существование и есть экзистенция. Человек «плывет по течению» и стремится только к удовольствию. Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства. Человек видит и воспринимает себя через отно­шение к нему «другого».

Вопрос 35. Немецкая философия XIXв. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи

Мировая душа действует через идеи и через материю. Тело и иррациональная душа связаны с индивидуальностью, а разумная душа — божественна и безлична. Человек может увеличивать элемент духовности, который выражается в стремлении к божественному единству иррациональной души и разумной. Так, например, душа, по Эпикуру, состоит из атомов, она телесна, а ум — это уплотнённая часть души и живёт в сердце.

В лице человека тварь стремится слиться с Богом. Христианская антропология основана на метафизике личности и различает в человеке тело, душу и дух, при этом отстаивая их целостность. Она исходит из того, что мир приведён в бытие актом божественного творения и его волей. Человек — главное творение Бога, соединяющее в себе материальное и духовное.

Вторая тенденция — библейская, по которой тело и душа выступают самыми существенными компонентами человека. Так христианство отвергает философское понимание «нуса» и продолжает понимание духа как «пневмы», то есть религиозного откровения. Дух — утешитель, помощник и защитник человека. Дух — это сфера соединения божественного и человеческого.

В философии Нового времени получает развитие рационалистическая трактовка духа как разума и мышления, а душа рассматривается как особая, отличная от тела сущность. Отсюда он считает духовность сутью человека как свободного и универсально действующего субъекта. У него есть две субстанции — природа и дух, а душу он помещает в шишковидную железу, наделяя её способностью механически воздействовать на сознание через органы чувств.

Вопрос 22. Основные направления и характерные черты
философии эпохи Возрождения

Человек, по Канту, становится бессмертным, будучи разумным и духовным существом, нравственной личностью. Шопенгауэр утверждал, что человек порабощён волей и служит ей . Жизнь надо «отстрадать».

Для сверхчеловека нужна и особая мораль — аристократическая, не убаюкивающая человека благодарностью и счастьем. Свободный человек — воин» . Духовность, по Ницше, может быть реализована только путём созерцания, как и у Шопенгауэра. Это привело к новым поискам основ бытия и постижения духовности. В своей работе «Положение человека в космосе» он ищет разгадку трагического столкновения духовного и витального в человеке.

Дух проявляет себя в созерцании идей, способности самосознания, собственном бытии и многообразных эмоциональных переживаниях. Личность как духовное существо открыта миру и обладает способностью выходить за его пределы. Свою деятельность дух осуществляет только за счёт низших, витальных сил. Отсюда вечное противоборство в человеке духа и инстинктов. Становление духовной личности есть одновременно и становление божественного в человеке, проявляющегося во врождённой предрасположенности к любви, которое невыводимо из его витальной природы.

Учение Ортега-и-Гассета обращено к существованию человека как индивида, к личностным структурам его бытия и сознания. Сосуществование человеческого «Я» и мира является исходной реальностью. Душевный мир с его «замкнутостью индивидуальных сфер» и «потоком переживания» включает «хотение, действие, познание, любовь и ненависть». Духовную жизнь он не сводит к индивиду, она составляет «плоскость исторически объективного духа» и проявляется в формах языка, права, искусства, нравственности, религии.

Поэтому эта цель является и целью сознания . На духовном уровне индивиды перерастают самих себя и становятся личностями, «погружёнными» в свободу и ценности.

Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая
-конфуцианство и легизм

При этом ценности нельзя познать рациональным путём. Они открываются в особых ценностных чувствах — любви, счастье и др., которые заставляют человека интуитивно отдавать чему-то предпочтение. Поэтому слово — это единство духовного и телесного, значения и звучания, как едины душа и тело в человеке . Но дух человека суверенен по отношению к материи и придаёт ей определённый порядок. Но постепенно тело человека приобретает уникальность среди материальных образований, так свободу и самостоятельность.

Основная идея православия — трансцендирование человека к Богу путём обожания, что и является сутью развития личности. Православное богословие утверждает, что Бог иноприроден миру и проявляет себя в двух модусах бытия: сущности и энергии. Сущность его трансцендентна по отношению к земному миру, включая и мир духовный, поэтому его сущность непостижима для человека и открывается ему только в Библии.

Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии.
Общественная природа человека

А в каждом человеке присутствует образ его. Бог творит и действует через свои энергии, которые пронизывают всё существующее. При помощи психеи — собирания всех физических и духовных сил — человек может осуществлять прорыв к Богу. Только в сотрудничестве человека и Бога возможна благодать. Вторая ступень связана с борьбой человека со своими собственными страстями и душевными желаниями.

Однако М. Шелер отвергал всемогущего личного бога, ставя на его место «человеческое сердце», поскольку в этом мире только человек есть центр духа и прорыв через себя «сущего». Она существует в двух мирах — духовном и социальном. Бога и разуме человека и передают­ся из поколения в поколение. Отсюда — вера Канта в разум и бесконечное нравственное самосовершенствование человека. Жизнь разумной души состоит в созерцании (ибо оно божественно) — это и есть полное счастье.