Виды вопросов в анкете

Закрытые вопросы гораздо чаще используются в анкетах. Не всегда удается предусмотреть все варианты ответов в закрытом вопросе. Замечено, что люди, ответив «да» на первый вопрос, отвечают так же и на последующие. Все вопросы, которые можно использовать при составлении анкет, подразделяют на две группы: открытые и закрытые. Альтернативные вопросы предполагают выбор респондентом только одного варианта ответа из набора предлагаемых.

По своей форме или технике заполнения анкетные вопросы делятся на два основных вида — открытые и закрытые. Как правило, закрытыми специалисты называют такие вопросы, на которые в вопроснике приведены полные (завершенные) наборы всех возможных вариантов ответов.

Теперь спросим себя: является ли подобный вопрос закрытым? Если следовать первому определению — «респонденту предлага-ется один или несколько возможных ответов», — то, конечно, это закрытый вопрос.

Вероятно, нет. Кому-то может понравиться отсутствие жесткого контроля со стороны начальника, возможность без ущерба для дела сходить в рабочее время в магазин и т.д. Но эти и другие ва-рианты не предусмотрены. Как быть респонденту, который имен-но их считает основными? Проблема не простая, тем более что в большинстве анкетных обследований фигурируют именно закрытые вопросы.

Виды вопросов в анкете

Дихотомические вопросы хороши при изучении фактов. Иногда закрытые вопросы содержат задачу ранжирования выбранных вариантов, т.е. упорядочения их по степени привлекательности, значимости для отвечающего. Например, из предложенного списка отбираются только просмотренные фильмы, указывают три самые привлекательные профессии и т.п.

Закрытые вопросы не выполняют своего назначения, если не соблюдается главное требование: необходимо максимально пре-дусмотреть возможные варианты ответов. Вот оно золотое правило анкетного вопроса — поставить всех респондентов в условия равного выбора. Разница, и достаточно значительная (с методической точки зрения), заключается в том, что в открытом вопросе никаких ограничений для выбора нет потому, что не перечислено ни одной позиции выбора.

Каждый респондент должен иметь совершенно одинаковые шансы попасть в выборочную совокупность. Никому нельзя отдавать предпочтения и никого нельзя забывать. То же самое, как мы выяснили, относится и к анкетным вопросам. В таком случае употребляйте ослабленный вариант закрытого вопроса — полузакрытый вопрос. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернатив-ные.

В резуль-тате при статистической обработке сумма ответов на все вопросы (включая варианты «нет ответа») всегда будет составлять 100% (т.е. точно совпадать с объемом выборки). Уже само понятие «альтернативные суждения» предполагает, что респондент выбирает из нескольких только один вариант, ибо oни взаимно исключают друг друга (например, черный и не черный).

И когда вы не учитываете эту особенность, но да-ете альтернативную формулировку, респондент может затруднить-ся с ответом. Неальтернативные вопросы (или, как их иногда называют, «вопросы-меню») предусматривают возможность выбора нескольких вариантов ответов. Отвечая на этот вопрос, хозяйка отметит в нем все, что купила на прошлой неделе (а возможно, добавит то, что вы не упомянули в этом списке).

В та-ком случае шкала измерения располагается либо построчно, либо столбцами. Как Вы считаете, в какой мере члены Вашего коллектива влияют на решение следующих вопросов? По существу, перед нами комбинированный альтернативный вопрос закрытого типа со шкалой интенсивности. Те же самые правила распространяются и на «заочную беседу». Вместо этого, рекомендует В.А. Ядов, из книги которого мы позаимствовали наш пример, лучше указать оба признака отдельно и для каждого по-ставить шкалу интенсивности22.

Закрытый вопрос, считают специалисты, — самый популярный вид техники сбора данных23. Он употребляется в анкетах чаще других типов вопросов и очень разнообразен по форме, построению, способу закрытия, содержанию. Обычно такие вопросы задают экспертам, которые хорошо знают оцениваемое рабочее место и способны дать объективную оценку. Реже подобные вопросы употребляют для самооценки респондентов, оценивающих свое рабочее место без всякого сравнения с Другими.

Основная часть анкеты: разработка вопросов

И всякий раз нужное число выборов должно оговариваться (обычно в скобках) в тексте вопроса. Итак, в альтернативном и шкальном вопросах респондент вы-бирает только один ответ, в «вопросе-меню» и в вопросе с зада-чей ранжирования — несколько вариантов. Специалисты считают, что психологическая основа ответа на закрытый вопрос существенно иная, чем при ответе на откры-тый вопрос. Соответственно не совпадает и содержание получен-ной информации.

Примеры закрытых вопросов для анкеты

Следовательно, такой ответ будет более индивидуал изироваан и даст более подробную и разнообразную информацию о струк-туре представлений респондентов. Закрытые варианты вопросов предпочтительнее формулировать для выявления фактов и отношений, предполагающих заранее из-вестный и единообразный перечень возможных вариантов ответов.

Содержание и структура заключительной части анкеты

Принято считать, что закрытые вопросы приводят к однослож-ным ответам, которые уже предопределены заранее составленной шкалой. Предполагается, что при ответе на закрытый вопрос респондент лишь выбирает из предложенных альтернатив.

Исследования в PR

Они могут иметь две формы расположения — линейную и табличную. В открытых вопросах после текста самого вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение. Под текстом вопроса приведены цифры кода. Они нужны не респонденту, а социологу, который после того, как получит весь массив заполненных анкет, приступит к их обработке.

Практика показывает, что целесообразно заранее размещать в конце вопроса до 10 кодов. Формализация ответов — основное неудобство, которое затрудняет широкое использование открытых вопросов. Тем не менее в ряде случаев их применение просто необходимо. Все разнообразие ответов на открытые вопросы придется кодировать самому исследователю, сводя их в конечном счете к некоторому ограниченному числу наиболее часто повторяющихся ответов.

Основы маркетинга: теория и практика

Открытые вопросы легче составлять, но труднее обрабатывать. Они требуют особой эрудиции и хорошего знания дела. Закрытый вопрос — это, по существу, ваше зеркало, в нем видны все ваши недостатки.

Другой трудностью работы с открытыми вопросами является неразборчивый почерк респондентов. Закрытые вопросы снижают число неответивших и ускоряют процесс обработки. Если представления и знания автора анкеты и респондента идентичны, то закрытый вопрос предпочтительнее. Например: «Ваш пол?», «В каком году Вы родились?» и т.п. Эта часть содержит главные вопросы анкеты. Умение строить вопросы так, чтобы получить на них правдивые, искренние ответы, зависит от степени владения различными видами вопросов, используемых в анкетах.

Анкета — это очень тонкий и гибкий инструмент для сбора первичных данных, и ее не нужно отождествлять с простым списком вопросов. Открытый вопрос может выступать в качестве контрольного для закрытого и наоборот. Открытые вопросы не содержат подсказок в виде предлагаемых социологом вариантов ответа.