«Век нынешний» в пьесе «Горе от ума». Образ Чацкого.

Одним из самых ярких представителей “века минувшего” является Павел Афанасьевич Фамусов, в чьем доме и происходит действие всей комедии. Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий. Среди этого общества нет людей, разделяющих его взгляды, чувства и стремления.

Этот эпизод является как бы началом войны, которая завязывается между Чацким и фамусовским обществом. В этой пьесе Грибоедов показал важную проблему всех времен — конфликт между “веком нынешним” и “веком минувшим”. Как тот и славился, чья чаще гнулась шея”, — говорит об этом Чацкий.

«Век нынешний» в пьесе «Горе от ума». Образ Чацкого.

В дальнейшем, когда Чацкий подрастет и станет личностью, его отношение к старику, добровольно воспитавшему его, становится презрительным и граничит с неуважением. Далее Чацкий начал пропагандировать и высказывать свои идеи, а все просьбы Фамусова “помолчать” игнорировал. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.

«Взгляды Чацкого и Фамусова»

На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: “Ребячество!”. С этого начинается личная драма юноши, которая перестает быть узко личной, а перерастает в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского общества.

Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина.

Это изматывает Чацкого и, в результате, для него складывается “мильон терзаний” по меткому выражению Гончарова. То в монологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешенность души и ума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются. В комедии автор высмеивает и осуждает представителей светского общества: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Множество афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за истинное просвещение.

И в ком рассудок уцелеет. Чацкий терпит поражение — как в личном плане (Софья его не любит), так и в плане общественном. Фамусов – представитель века минувшего, типичный московский барин со всеми характерными для того времени взглядами, манерами и образом мыслей. Софья не глупа. Доказательством тому может служить и любовь Чацкого к ней. Но она впитала философию отца и его общества.

Чацкий, не приемлющий идеи и нравы «века минувшего», становится возмутителем спокойствия в фамусовском обществе. Чацкий не находит дружеского сочувствия, он не принят, он отвергнут, он изгнан, но и сам герой не мог бы существовать в таких условиях.

Фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»

Комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. В связи с этим напрашивается вывод, что для Фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. Этот принцип обхождения с людьми Фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. «Кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери.

С большим восхищением Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и был «весь в орденах». Он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь Фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с звездами и чинами». Он воспитывался вместе с Софьей, между ними была юношеская любовь, которую герой и в момент событий пьесы хранит в своем сердце.

«Диалог Фамусова с Чацким (анализ 2 явления второго действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)»

Чацкий видит в фамусовском обществе врагов свободной жизни и не находит в нем образцов для подражания. Чацкий – сторонник просвещения, творческого и ищущего ума, способного действовать в согласии с совестью. Ведь в той же первой ремарке сказано, что слышны звуки фортепьяно и флейты. Представьте Шурочку Азарову в последней сцене с Молчалиным, Чацким и Фамусовым — и вы поймёте, что имел в виду Грибоедов.

Александр Сергеевич Грибоедов

Отношение к просвещению Век нынешний: Чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства. Отношение к службе Век нынешний: Чацкий уходит со службы, т.к. хочет служить Родине, а не прислуживаться начальству.

Век минувший: С пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, пренебрегая своим родным языком. Отношение к богатству и чинам Век нынешний: Видит ценность человека в личных достоинствах.

Век нынешний: Искренность чувства. Век минувший: Любовь – притворство, брак по расчету. А. С. Грибоедов — замечательный писатель начала 19 века. Это был очень свободолюбивый, умный человек с прогрессивными взглядами. Поэтому постоянные столкновения Чацкого с консерватором Фамусовым совершенно естественны. Чацкий отвечает всем известной фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Основной конфликт комедии »Горе от ума»

Максим Петрович — сановник, находящийся в особой милости при дворе. Для того чтобы «выйти в люди», есть простой способ — угодничество. О том, как угодил Максим Петрович императрице, с восторгом вспоминает Фамусов, как бы делясь очень полезным и положительным опытом с молодым поколением.

Чацкий три года не был в доме Фамусова, т.к. странствовал по свету. Теперь он вернулся с надеждами на взаимную любовь Софьи. Но здесь все переменилось

В 1824 году А.С. Грибоедов написал свою комедию “Горе от ума”, которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Фамусов — старый московский барин, заслуживший общее расположение в столичных кругах.

Чацкий, попадая в эту среду после долгого отсутствия вначале настроен очень доброжелательно

Примером человека, достигшего в своей жизни всего, является для него Максим Петрович, добившийся продвижения по службе с помощью “расшаркиваний” перед императрицей и жертв собственным достоинством.

Главный герой «Горя от ума» Александр Андреевич Чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим»

Кстати, о делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, “чтоб множество не накоплялось их”. Это и служит доказательством формального отношения к службе. На службу к себе он берет только родных и близких.

Одним из главных действующих лиц пьесы также является Александр Андреевич Чацкий. Его и Фамусова можно смело назвать антогонистами, то есть один — полная противоположность другому. Родители Чацкого были близкими друзьями Фамусова, поэтому после их смерти Фамусов взял под опеку и воспитал Александра Андреевича.

Чацкий считает тот век «веком покорности и страха». Сначала Фамусов был рад его нежданному появлению, и он расспрашивает его о том времени, которое Чацкий провел в отдалении. Но прошло время, и Чацкий как ни в чем не бывало вернулся.