В 1555 году были разгромлены последние противники Кальвина — либертины

В 1555 году были разгромлены последние противники Кальвина — либертины. Кальвин уезжает в Базель, но в конце августа возвращается в Женеву. В 1540 году были основаны орден иезуитов и римская инквизиция. Жан Кальвин умер 27 мая1564 года в 8 часов вечера. Кальвин и Фарель принимают решение ехать в Базель. В Страсбурге, как и в Женеве, Кальвин вновь попытался установить строгие церковные порядки.

Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. В Париже изучал диалектику. Владел церковным приходом, в котором в возрасте 18 лет выступал с проповедями. По совету отца вернулся в Париж и начал учиться на юриста. Из Парижа Жан переезжает в Орлеан, где работает под руководством известного юриста Пьера Стеллы, а затем переезжает в Бурж, где миланский юрист Альциати читал лекции в Буржском университете.

Постепенно Кальвин приобретает авторитет в городе, получает должность проповедника и жалование

Летом 1531 года уезжает в Париж, где продолжает самостоятельное образование. В 1532 году получил в Орлеане докторскую степень. В октябре 1533 года Кальвин пишет речь «О христианской философии» для Николя Копа — ректорауниверситета. После произнесения речи ректор был вынужден сбежать в Базель. Против Кальвина, как автора речи, также начато преследование, и он в крестьянской одежде покинул Париж. Под чужим именем скрывался на юге Франции.

В 1539 году были опубликованы второе издание «Наставления в христианской вере», толкование «Послания к римлянам Апостола Павла» и «Небольшой трактат о Святом причастии»

Из Италии Кальвин вернулся в Нуайон, планирует переехать в Базель. С октября 1532 года в Женеве вёл свою деятельность реформатор Гийом Фарель. В 1536 году Женева добилась независимости при условии соблюдения нейтралитета.

В Женеве Кальвин начинает читать лекции в соборе Святого Петра о Новом Завете, отказываясь от официальных должностей. 3 февраля1538 года состоялись выборы нового совета; в совет попало большое число противников реформации.

Фареля пригласили проповедником в Невшатель, а Кальвина — в Страсбург. В Страсбурге Кальвина назначили лектором при академии и проповедником при французской церкви Святого Николая. На лекции Кальвина приезжало много слушателей из Франции и Англии. В Страсбурге Кальвин близко знакомится с немецкими теологами. В отсутствие Кальвина католическая церковь предприняла попытку вернуть своё влияние в Женеве. Но не тут то было. Политические противники Кальвина были казнены или погибли.

В Женеве Кальвин представил проект устава церкви, который был утверждён 20 ноября Генеральным собранием граждан

Совет пишет несколько писем Кальвину, посылает делегатов, и летом 1541 года Кальвин принимает решение вернуться в Женеву и 13 сентября с триумфом возвращается в город. Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму.

В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Постепенно вся городская власть концентрируется в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние. Широко применялась смертная казнь. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города.

Под занавес этой трагедии Кальвин и ждущий неминуемой казни Сервет провели публичный религиозный диспут. Но ни в каких известных источниках свидетельств этой схватки двух умов нет. Приговор был прочтен перед так называемым Малым городским советом. В Большой совет входило тогда 200 депутатов, а в Малый — лишь приближенные Кальвина. Часы истории примирили Кальвина с оппонентами, сотворив через без малого четыре столетия воинствующих безбожников и развитой научный атеизм.

За время жизни Кальвина в Женеве в городе постепенно установился режим, напоминавший теократическую диктатуру. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные причёски подвергались всеобщей обструкции.

Женева превратилась в центр реформации. 6 февраля1564 года Кальвин из-за болезни не смог завершить свою лекцию. Около 3 тысяч рукописных проповедей и лекций хранится в библиотеках Швейцарии. Особое место в учении Кальвина занимала идея божественного предопределения. Виппер Р. Ю. Церковь и государство в Женеве в эпоху кальвинизма. Протестантизм как идеология и международная историческая сила оформился в XVI веке, когда Мартин Лютер и Жан Кальвин возглавили массовое движение против духовной монополии католицизма.

В XIV веке широкое распространение в Англии получила проповедь Джона Уиклифа. Проповедь Уиклифа в следующем, XV веке стала идеологическим фундаментом гуситского движения. Даже после разгрома гуситов в Чехии сохранились тайные общества, по своей идеологии фактически протестантские (например, «Чешские братья»).

Основной труд Кальвина: «Наставление в христианской вере» (1559). Кальвин навещал Сервета в тюрьме. В июле 1536 года Кальвин остановился на одну ночь в гостинице Женевы. В Женеве светская и духовная власть была сосредоточена в руках епископа. Летом 1539 года Кальвин принял страсбургское гражданство, записавшись в цех портных.