Сказка — Википедия

Так, в XIX веке сатирическая сказка непопулярна. Возможная классификация сказки о животных. Какова особенность бытовой сказки? Бытовые сказки отличаются от волшебных. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям — это т. н. «Озорная» («заветная» или «порнографическая») сказка.

И в этом обнаруживается ирония. Сказка повествует об обычных событиях из жизни крестьян. Большое место в сказке отводится диалогам (разговор старухи со стариком, старухи и барина). В то же время в сказке осуждаются человеческие пороки: болтливость жены старика, которая, найдя клад, всем о нем рассказала; жестокость барина, который приказал выпороть розгами женщину-крестьянку. Она доказывала, что щука была в горохе, заяц в морду попал, а черт с барина шкуру драл. Не случайно сказка называется «Жена-доказчица».

Сказка наказывает и порицает болтливую и упрямую старуху и с сочувствием относится к старику, прославляя находчивость, ум, смекалку. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народно поэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе не фольклорных сюжетов.

Современное значение приобретает с XVII—XIX века. Ранее использовалось слово «баснь». Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.

Миф, потеряв свои функции, стал сказкой. Уход сказки от этнографичности мифа привёл к тому, что художественная сторона мифа вышла на первый план в сказке. Сказка «заинтересовалась» увлекательностью сюжета. Историчность (квази историчность) мифа стала неактуальной для сказки. События сказки происходят вне географической приуроченности в рамках сказочной географии.

Тексты фольклорной сказки противостоят друг другу по степени схожести-несхожести как вариант-вариации. Сказитель, для придания эпического замедления, использовал приём утроения действия в сказке. В сказковедении идёт постоянный поиск метода полного описания структуры текста фольклорной сказки.

Фольклорная сказка включает несколько жанров (по другой классификации — жанровых разновидностей одного жанра сказки). В науке о сказке существует проблема классификации сказочных жанров.

ГЛАВА IV. Общая характеристика новеллистических сказок

Многие фольклористы (В. Я. Пропп, Э. В. Померанцева, Ю. И. Юдин, Т. В. Зуева) различают в составе жанра «Бытовые сказки» две жанровые разновидности: новеллистические и анекдотические сказки. Так, легендарная сказка может совмещать признаки сказки и легенды, а прозаические переделки былин могут быть отнесены в особую жанровую группу «Богатырская сказка». Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация).

Этим сказки и привлекательны

Человек и дикие животные. В сказке о животных выделяют несколько жанров. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания. Сказки, рассказанные детьми.

Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки, рассказанные для детей, имеют упрощённую структуру. Около двадцати сюжетов сказок о животных — это кумулятивные сказки (Рекурсивная). С. Томпсон(англ.)русск., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок.

Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки — лиса (в мировом эпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее.

Аполог — сравнительно поздняя форма сказок о животных. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна. Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных, выделенная Е. А. Костюхиным.

Классический пример новеллистической сказки о животных — это АТ 160 «Благодарные звери». Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор. Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки.

Сатира внутри сказки о животных — это лишь акцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическую сказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическое звучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшая нелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.

Как вы думаете, какие части можно выделить в этой сказке

В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее (царь с царицей и т. д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Пропп создает т. н. метасхему волшебной сказки, состоящей из 31 функции. Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности. В волшебной сказке присутствуют все этапы этого развития. Новеллистическая тема в волшебной сказке не менее интересна, чем богатырская.

Небылицы — это сказки, построенные на бессмыслице. Однако у братьев Гримм были предшественники в самой Германии. В России начинателем собирания русских народных сказок явился русский этнограф Александр Николаевич Афанасьев. Фольклорные сказки происходят из тотемическихмифов первобытнообщинного общества (примитивных народов Северной Азии, Америки, Африки, Австралии и Океании). Первичные, архаичные сказки называют архаическими или мифологическими.

Часть четвертая — это разные сказки, русские и народные, которые не вошли в первые три части собрания. Царевна-лягушка.Сказка – один из видов фолькл. Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах. В этих сказках возможны, например, превращения.