СЕВАСТОПОЛЬ В МАЕ.

Дзыга Ярослава Олеговна ««Война в настоящем ее выражении» (трагедия войны в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого и «Суровых днях» И. С. Шмелева)» Армия и общество (2010). Осмыслить суть новаторства Л. Толстого в изображении войны в «Севастопольских рассказах». Свои первые севастопольские впечатления Толстой передал в рассказе Севастополь в декабре (в декабре 1854 года, через месяц после начала осады).

Находясь на военной службе, Лев Николаевич Толстой мучительно думал о войне. Что такое война, нужна ли она человечеству? Попав в осажденный город, Толстой был потрясен героическим духом войска и населения. В своих рассказах о трех этапах Крымской эпопеи Толстой показал войну “не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами…

Взяты только три момента, выхвачены только три картины из отчаянной, неравной борьбы, почти целый год не утихавшей и не умолкавшей под Севастополем. Первый рассказ говорит о Севастополе в декабре 1854 года. Это был момент некоторого ослабления и замедления военных действий, промежуток между кровавой битвой под Инкерманом и под Евпаторией. Но если могла несколько поотдохнуть и поправиться полевая русская армия, стоявшая в окрестностях Севастополя, то город и его гарнизон не знали передышки и забыли, что значит слово “покой”.

СЕВАСТОПОЛЬ В МАЕ.

Безропотно переносили страшные увечья и смерть женщины, эти достойные своих мужей подруги. Толстой не описывает этих кровавых майских .и июньских встреч, но читателю рассказа ясно по всему, что совсем недавно, только что, произошли очень крупные события у осажденного города.

Они не осознают себя героями, а выполняют свой долг. Без громких фраз, буднично, эти прекрасные люди вершат историю, порой “уходя” в небытие. Толстой показывает, что только превосходство союзников Турции в военной технике и материальных ресурсах физически сломило бесстрашных русских героев. Разоблачая войну, писатель утверждает моральное величие и силу русских людей, мужественно воспринявших отступление русской армии из Севастополя.

Будучи сам защитником Севастополя, Л. Н. Толстой сумел реалистично изобразить будни войны, ее тяготы и невзгоды. Писатель говорит, что основная причина поражения в 1805 году была в отсутствии особого духа в войсках. Ни количество боеприпасов, ни расположение солдат не имеют значения, если в отряде нет душевного настроя, желания победы.

И так же думаете Тимохин и вся армия. Надо их казнить”. Писатель почувствовал народный характер войны. Огромный патриотизм и стойкость духа, вера в правильность и необходимость своего дела, — все это помогло русским поискам выдержать нашествие французов. Поэтому в ходе всей войны “цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия”. Когда началась осада Севастополя англо-французскими и турецкими войсками (1854), молодой писатель добился перевода в Крымскую армию. Мысль о защите родной земли воодушевляла Толстого.

Только наше войско может стоять и побеждать (мы еще победим, в этом я убежден) при таких условиях. Рассказ впервые показал России осажденный город в его подлинном величии. Полтора месяца Толстой командовал батареей на четвертом бастионе , самом опасном из всех, и писал там в перерывах между бомбардировками Юность. Автор очень беспокоился за судьбу рассказа, зная, что он может быть запрещен цензурой.

И тем не менее впечатление было потрясающим. Тесно связанный с предыдущим, рассказ этот, однако, обозначил новый этап в творчестве Толстого. Именно Севастополь в мае-начало срывания всех и всяческих масок, что, по словам Ленина, характерно для творчества Толстого. В рассказе есть поразительная сцена. Объявлено перемирие, чтобы убрать трупы. Солдаты воюющих между собой армий с жадным и благосклонным любопытством стремятся одни к другим.

Толстой судит о войне лишь с нравственной точки зрения. Он не пытается выяснить, социально-экономические причины войны, но обнажает порожденные этими причинами честолюбие, властолюбие, корысть, свойственные большим и малым завоевателям. В одной из сцен Толстой показывает столкновение маленьких извергов и просто людей. Солдаты, раненные в тяжком бою, бредут в лазарет. Впрочем, уже на следующий день, гуляя по бульвару, он хвастает своим участием в деле…

Толстой , как и его боевые товарищи, плакал, покидая пылающий Севастополь. Боль и гнев, скорбь о погибших героях, проклятие войне, угроза захватчикам звучат в концовке рассказа. Севастопольские рассказы явились важным этапом на пути развития толстовского реализма.

Комментарии В. И. Срезневского

Подобные проблемы уже намечались в стихотворениях Лермонтова Бородино, Я Вам пишу случайно, право…. Они нашли дальнейшее развитие в творчестве Толстого. Некрасов писал, что глубокая и трезвая правда Севастопольских рассказов-это именно то, что нужно теперь русскому обществу.

Последний севастопольский рассказ был дописан в Петербурге, куда Толстой приехал в конце 1855 года уже прославленным писателем. Он очутился в самом центре идейной борьбы. Впервые известный писатель находился в действующей армии и из её рядов немедленно сообщал публике о происходящем на его глазах.

Истоки пацифизма Л. Н. Толстого (по «Севастопольским рассказам»)

Толстой приводит читателя к четвёртому бастиону, где он садится в беседу с тогдашним командиром в нескольких метрах от позиций противника. Толстой делает вывод, что у его рассказа есть только один герой — правда.

В середине 50-х годов в «Современнике» был опубликован цикл «Севастопольских рассказов», явившийся заметной вехой в эволюции творчества Толстого. Севастопольским рассказам свойственна широта художественного обобщения. Рассказчик стремится приблизить читателя к явлениям ужасным и грустным, великим и забавным, сделать его непосредственным свидетелем своих наблюдений, участником событий, описанных в произведении. Личное участие в обороне Севастополя позволило Толстому с зоркостью писателя-реалиста полно и объективно изобразить разнообразные человеческие характеры.

Севастопольские рассказы стали важным этапом в формировании писательского таланта Толстого. Впервые в его творчестве возник обобщенный образ русского народа, в грозное время встающего на защиту своей родины. Было положено начало реалистическому изображению войны и психологического состояния человека на войне в русской литературе. Новый взгляд на войну, как на тяжелую работу, лишенную ореола красивости, восприятие ее с точки зрения простых солдат явилось художественным открытием Толстого.

Герой моей повести, который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда». Начальник бастиона, как он ни привык ко всяким родам храбрости, не мог не полюбоваться на этого хорошенького мальчика в расстегнутой шинели». Книга потрясла меня, заставила о многом задуматься, в том числе и над тем, в чём секрет её такого сильного воздействия на читателя.

Не только поэтические достоинства рассказов привлекли к ним острое внимание и горячий интерес. В этих рассказах были выражены очень важные политические истины, были поставлены волнующие социальные вопросы. Правду, глубокую, трезвую правду — вот что прежде всего увидели и оценили читатели в севастопольских рассказах. Толстой показывает Севастополь и его мужественных защитников не в парадном, не в традиционном литературном их одеянии, но в их истинном виде — «в крови, в страданиях, в смерти».

Чертами новаторства отмечена и композиция рассказов Толстого. Есть такой «маленький Наполеон» и среди героев книги В. Носкова. Эта правда и том виде, в каком вносите Вы ее в нашу литературу, есть нечто у нас совершенно новое». И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, — любовь к родине (с.18).