«РЕШУ ЕГЭ»: обществознание

В ис­то­рии фи­ло­со­фии эти по­ня­тия оце­ни­ва­лись чаще всего с по­ляр­ных по­зи­ций. В XX в. с воз­ник­но­ве­ни­ем гло­баль­ных про­блем че­ло­ве­че­ства и на­рас­та­ни­ем не­ста­биль­но­сти в мире в целом кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са на­чи­на­ют из­ме­нять­ся.

Они со­ци­аль­ны по сво­е­му про­ис­хож­де­нию и смыс­лу, т. е. за­да­ны об­ще­ством, вос­пи­та­ны в че­ло­ве­ке. Дру­гие де­ла­ли ак­цент на субъ­ек­тив­ных сто­ро­нах про­грес­са, свя­зы­вая его с ро­стом иде­а­лов ис­ти­ны и спра­вед­ли­во­сти. По­ня­тие про­грес­са об­ще­ства и ис­то­рии всё более свя­зы­ва­ет­ся с раз­ви­ти­ем те­лес­ных и ду­хов­ных ха­рак­те­ри­стик са­мо­го че­ло­ве­ка.

В мире рас­тет число уче­ных, наука ока­зы­ва­ет все боль­шее вли­я­ние на жизнь людей: по­ле­ты в кос­мос, ле­че­ние ранее не­из­ле­чи­мых бо­лез­ней, ком­пью­тер­ная ре­во­лю­ция и т.д. Про­цесс со­ци­а­ли­за­ции в тра­ди­ци­он­ном об­ще­стве осу­ществ­ля­ет­ся путём пе­ре­да­чи из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние не­из­мен­ных цен­но­стей.

Дело в том, что наука — да­ле­ко не един­ствен­ный ис­точ­ник не­об­хо­ди­мых нам зна­ний

В.Войно-Ясенецкий). Эти при­зна­ки при­ме­ня­ют­ся в рав­ной, сте­пе­ни к ре­во­лю­ци­он­но­му про­цес­су, к его при­чи­нам и след­стви­ям. В-чет­вер­тых, ра­ди­каль­ный раз­рыв с про­шлым…

Дело в том, что воз­раст­ная из­мен­чи­вость все более опо­сре­ду­ет­ся ин­ди­ви­ду­аль­ной из­мен­чи­во­стью. Че­ло­век не может су­ще­ство­вать в мире, не на­учив­шись в нем ори­ен­ти­ро­вать­ся. И на­ко­нец, есть свои про­бле­мы и в от­но­ше­нии между зна­ни­ем и объ­ек­том как ис­точ­ни­ком этого зна­ния. По­ло­же­ние че­ло­ве­ка в об­ще­стве ха­рак­те­ри­зу­ет со­ци­аль­ный ас­пект про­грес­са. Об­ще­фи­ло­соф­ский кри­те­рий глав­ное вни­ма­ние об­ра­ща­ет на такой стер­жень, ко­то­рый на­хо­дит­ся в цен­тре всей ми­ро­вой ис­то­рии.

До­ми­ни­ру­ю­щим в эко­но­ми­ке ста­но­вит­ся сек­тор, свя­зан­ный с про­из­вод­ством зна­ний, об­ра­бот­кой и рас­про­стра­не­ни­ем ин­фор­ма­ции. В итоге, удель­ный вес за­трат на ис­сле­до­ва­тель­ские ра­бо­ты и мар­ке­тинг новой про­дук­ции пре­вы­ша­ет ма­те­ри­аль­ные за­тра­ты на ее вы­пуск. Че­ло­век, жи­ву­щий в раз­ви­тых стра­нах, под­вер­га­ет­ся воз­дей­ствию огром­ных по­то­ков ин­фор­ма­ции, воз­мож­но­сти осмыс­ле­ния ко­то­рой не без­гра­нич­ны.

И толь­ко в конце — «для вида», то есть для всей стаи, но так, чтобы в ней отобрать для раз­мно­же­ния самых силь­ных

Какое из двух по­ня­тий — це­ле­на­прав­лен­ность и це­ле­со­об­раз­ность — сле­ду­ет от­не­сти к де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка? В от­ве­те сде­лан пра­виль­ный выбор из двух по­ня­тий: де­я­тель­ность че­ло­ве­ка це­ле­на­прав­лен­на. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в те­че­ние по­след­них двух или трех веков. По­че­му это про­ис­хо­ди­ло так долго?..

Как видно на при­ме­ре Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции конца XVIII в., она была вы­зва­на рас­ту­щим стрем­ле­ни­ем не­а­ри­сто­кра­ти­че­ских клас­сов… В этом слу­чае мы имеем дело с осо­бо­го рода де­я­тель­но­стью. Это не де­я­тель­ность по со­зда­нию пред­ме­та, в ко­то­ром че­ло­век пы­та­ет­ся за­пе­чат­леть и вы­ра­зить са­мо­го себя, т. е. та­ко­го пред­ме­та, ко­то­рый как бы при­над­ле­жит субъ­ек­ту.

Ре­ли­гия и наука на­хо­дят­ся в дав­нем про­ти­во­бор­стве, но до по­след­не­го вре­ме­ни наука не­из­мен­но ока­зы­ва­лась в по­ло­же­нии по­бе­ди­те­ля. С по­мо­щью на­блю­де­ния и рас­суж­де­ния наука уста­нав­ли­ва­ет факты и объ­еди­ня­ю­щие эти факты за­ко­ны, что поз­во­ля­ет в ряде слу­ча­ев успеш­но пред­ска­зы­вать бу­ду­щее. От­но­си­тель­ная важ­ность каж­до­го из этих эле­мен­тов из­ме­ня­лась с те­че­ни­ем вре­ме­ни и была раз­ной у раз­лич­ных на­ро­дов.

И че­ло­ве­че­ство в той или иной сте­пе­ни ре­ша­ет эти про­бле­мы, пре­жде всего, путём на­ла­жи­ва­ния все­сто­рон­не­го со­труд­ни­че­ства между на­ро­да­ми и го­су­дар­ства­ми

Ре­ли­гия всту­па­ет в кон­фликт с на­у­кой имен­но по той при­чи­не, что имеет со­ци­аль­ное зна­че­ние. Про­гресс как по­ня­тие можно при­ме­нять как к си­сте­ме в целом, так и к от­дель­ным её эле­мен­там.

В на­уч­ных дис­кус­си­ях о «цене про­грес­са» по­сте­пен­но на­чи­на­ет вы­де­лять­ся и утвер­ждать­ся тре­тий кри­те­рий — уро­вень нрав­ствен­но­сти в об­ще­стве. Какой про­гноз раз­ви­тия че­ло­ве­че­ства в XXI в. даёт автор? С обостре­ни­ем каких гло­баль­ных про­блем свя­зан этот про­гноз?

Од­на­ко новые от­кры­тия ста­вят и новые про­бле­мы, в том числе и мо­раль­но-эти­че­ско­го свой­ства. На заре атом­ной фи­зи­ки че­ло­ве­ку ка­за­лось, что он может вы­сту­пать в роли на­блю­да­те­ля, ко­то­рый стоит вне ис­сле­ду­е­мой им и под­вер­га­ю­щей­ся его воз­дей­ствию При­ро­ды.

В тек­сте го­во­рит­ся о том, что граж­да­не более раз­ви­тых стран имеют боль­ше воз­мож­но­стей нор­маль­ной здо­ро­вой жизни, чем их со­вре­мен­ни­ки в более от­ста­лых и го­ло­да­ю­щих стра­нах.

И уж во вся­ком слу­чае про­гресс, спа­са­ю­щий людей от го­ло­да и бо­лез­ней, не может про­ти­во­ре­чить сохра¬нению на­ча­ла ак­тив­но­го добра, ко­то­рое есть самое че­ло­веч­ное в че­ло­ве­ке. Но в пра­виль­ном и свое­вре­мен­ном ре­ше­нии со¬ци­аль­ных про­блем — ключ к нор­маль­но­му функ­ци­о­ни­ро­ва­нию и раз­ви­тию обще¬ства как си­сте­мы. По­ни­ма­ние спе­ци­фи­ки все­об­щих сфер, и тем более их ко­ли­че­ства, может быть раз­лич­ным.

Можно ли за­пе­чат­лен­ный в до­ку­мен­те про­цесс труда людей по со­зда­нию машин на­звать твор­че­ским? Мне ка­жет­ся, те, кого при­во­дит в ужас раз­ви­тие тех­ни­ки, не за­ме­ча­ют раз­ни­цы между сред­ством и целью. (…) ма­ши­на не цель. Са­мо­лет — не цель, он всего лишь ору­дие.

Можно ли утвер­ждать, что в них про­яв­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­но био­ло­ги­че­ская при­ро­да че­ло­ве­ка? По ним потом оце­ни­ва­ет­ся мир и пред­пи­сы­ва­ют­ся дей­ствия — «это — хо­ро­шо, это — плохо», «долж­но — можно — нель­зя».

С дру­гой сто­ро­ны, резко уси­ли­ва­ет­ся доля от­вет­ствен­но­сти каж­до­го че­ло­ве­ка за всё про­ис­хо­дя­щее в об­ще­стве, за дви­же­ние ис­то­рии в же­ла­е­мом на­прав­ле­нии.