А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери». М.А. Булгаков — роман «Мастер и Маргарита». Ф. Искандер — книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). В. Астафьев — роман «Печальный детектив». Н. Амосов — повесть «Мысли и сердце». А.С. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин». В этом сказе автор исследует природу подлинного таланта. Человек смертен, а природа вечна. В мире природы нет гармонии, нет разумности.
И.С. Тургенев — повесть «Поездка в Полесье», стихотворение в прозе «Природа». Человек — дитя природы, как и любая другая тварь. Но природе не ведомо ни добро, ни зло, разум не является для нее законом. Она с легкостью дает жизнь и легко отнимает ее у живых существ. И тогда она обратилась к рассказчику с вопросом, правда ли, что были на свете такие времена.
Проблема противостояния добра и зла в мире.
Ведь лошадь всегда была в крестьянской семье надеждой и опорой, кормилицей. Вот и плачут лошади от обиды. Писатель в этом рассказе осуждает черствость, безразличие и эгоистичность людей по отношению к нашим верным друзьям и помощникам — лошадям. В романе Ф.М. Достоевского звучит мотив оскорбленной и поруганной красоты. И.С. Тургенев — стихотворение в прозе «Русский язык». Автор говорит о том, что русский язык поддерживает его во дни «сомнений», «тягостных раздумий» о судьбах России.
Проблема наглости и хамства в человеческом общении
Н. Галь — книга «Слово живое и мертвое». Эпиграфом к роману автор взял слова из Откровения Иоанна Богослова: «Сии, облеченные в белые одежды, — кто они и откуда пришли?». И образ первого учителя навсегда остался в ее сердце. Герой Айтматова — настоящий подвижник, и подвиг Дюйшена — в его борьбе с трудностями, верности детям, своим идеалам, в готовности к самопожертвованию.
И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после», — так писатель начинает свою повесть «Уроки французского». Обо всем происходящем становится известно директору, и он, не разобравшись в ситуации, увольняет молоденькую учительницу. В этой трагедии А.С. Пушкин исследует природу гениальности. И.С. Лесков — сказ «Левша». Пожалуй, этот герой, как никто другой в нашей литературе, раскрывает менталитет русского человека.
Одна из главных проблем, поставленных М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», — проблема истинного и ложного творчества. Мастер — единственный настоящий писатель в этом романе. Однако это творение и сам автор оказываются мишенью критиков. И автор, подобно Гоголю, сжигает свой роман. Но «рукописи не горят». И возобновились лишь в марте. Поскольку осталось всего 15 музыкантов, для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.
Его «Реквием», полный трагизма, скорби и вместе с тем небесного света, пробуждает душу Сальери. По мысли писателя, такие вопросы задает человеку не только сама жизнь, но и искусство. К.Г. Паустовский — рассказ «Беглые встречи». И так было во все времена. В этом мире нет места творчеству и любви. Поэтому Мастеру и Маргарите нет места в этом обществе.
Проблема соотношения мечты и реальности в нашей жизни
В мире, где все определяется социальным положением человека, все-таки существует добро и истина, но им приходится искать защиты у самого дьявола. Таким образом, по мысли Булгакова, противостояние добра и зла вечно, но понятия эти относительны. Таким образом, духовность в понятии А.С. Пушкина — это высочайшая сила духа, способность человека к самосовершенствованию.
Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность». Писатель замечает, что многие люди слишком категоричны в своих оценках происходящих событий и поступков окружающих. В романе «Евгений Онегин» в лице Ленского и Онегина поэт представляет нам два типа людей: романтика-идеалиста и реалиста-скептика.
Человек же неверующий и честолюбивый в этом плане может быть очень опасен для страны и народа. Осознание того, что с годами приходит мудрость, опыт. Он дается человеку тяжело, путем проб и ошибок: «лоб в поту, душа в ушибах».
Антитеза смерти и «младой жизни». Человек — лишь песчинка в огромном Космосе. Лирический герой мирится с этим и благословляет человеческий век, признает разумность и гармонию законов природы. Ф.М. Достоевский — роман «Преступление и наказание». А.М. Горький — пьеса «На дне». В этой пьесе автор представляет нам мир босяков, жуликов, шулеров, людей, брошенных на «дно жизни».
Но, вместе с тем, процесс этот так же естествен, как и все, происходящее в природе и в жизни: «желтый одуванчик у забора», «сердитый окрик», «дегтя запах свежий», «таинственная плесень на стене». В этой книге Ф. Искандер размышляет о том, что такое грубость и хамство.