Проблема личности и народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В образе Тихона воплощены дух народа-мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства. Тихон был самый полезный и храбрый человек в отряде. С топором в руках идет он на врага не потому, что кто-то его понуждает, а под воздействи­ем естественного патриотического чувства и ненависти к непроше­ным гостям. История русской литературы XIX века (вторая половина). При этом, создавая образ народа-мстителя, Толстой показывает не толь­ко его ненависть к врагу, решимость, энергию, смелость, но и вели­кий гуманизм.

Толстой показывает, что тема народа в романе «Война и мир» – это главная тема всего произведения. Две основные сюжетные линии романа раскрывают перед читателями то, как формируются характеры и складываются судьбы двух семей – Ростовых и Болконских.

Проблема личности и народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Толстой словно собрал черты, присущие простым людям, и создал несколько собирательных образов, воплотив их в конкретных персонажей. В Платоне Каратаеве, встреченном Пьером в плену, воплотились характерные черты крепостных крестьян. Добрый, спокойный, работящий Платон, рассуждающий о жизни, но не задумывающийся о ней: «Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет…». В романе Платон – воплощение части русского народа того времени, мудрого, покорного судьбе и царю, любящего свою Родину, но шедшего воевать за нее только потому, что поймали и «отдали в солдаты».

Все эти поиски и метания чужды и непонятны Каратаеву, он умеет принимать жизнь такой, какая она есть в это самое мгновенье, и смерть он принимает смиренно и без ропота. Купец Ферапонтов, знакомый Алпатыча, типичный представитель купечества, с одной стороны скупой и хитрый, но, в то же время сжигающий свое добро, чтобы оно не досталось неприятелю.

Похожие сочинения

Это и партизаны вроде Тихона Щербатого, которые воевали с французами по-своему, и, словно играючи, уничтожали небольшие отряды. Это и странники, смиренные и религиозные, такие как Пелагеюшка, ходившая по святым местам. Мужики-ополченцы, одетые в простые белые рубахи, «чтобы приготовиться к смерти», «с громким говором и хохотом» роющие траншеи на Бородинском поле перед сражением.

В сочинении на тему «Русский народ в романе «Война и мир» мне хотелось показать отношение Льва Николаевича Толстова к русскому народу как к «целому и единому» организму. Это был крутой перевал в ее движении, но смысл и значение его еще далеко не обнаружилось. Отсюда интерес к истории, уси­лившийся в 60-е годы. Он был вызван стремлением объяснить современность и заглянуть в будущее, глубоко изучив прошлое России.

Эту задачу осуществил Толстой. По мнению писателя, исторический путь страны определяет не воля исторического деятеля, не его предначертания, а совокупность человеческих воль и устремлений. В романе-эпопее насчи­тывается свыше пятисот действующих лиц. Толстой создал мно­жество разнообразных типов, характеров, показал именно массулюдей.

Он отрицает решающую роль «великой» личности в истории человечества

Все герои Толстого — живые люди. И целью данной работы является изучение образа народа в романе-эпопее «война и мир» Льва Николаевича Толстого. Писатель утверждает, что от воли и усилий массы таких вот простых, обыкновенных людей зависит исход исторических событий. В главах, посвященных Шенграбенскому сражению, перед читателями пехотные полки, расстроенные под влиянием бессмысленного и странного слова «Отрезали!».

Перед Толстым стояла задача — осмыслить художественно и философски войну 1812 г.: “Правда этой войны в том, что она выиграна народом”

Толстой считает войну 1812 года народной, понимая, что именно народ одержал победу над прежде непобедимой армией Наполеона. Эта точка зрения на Отечественную войну наиболее отчетли­во выражена в беседе князя Андрея с Пьером накануне Боро­динского сражения. Вспоминая войны 1805-1807 годов, Болкон­ский утверждает: мы «ходили драться в Австрию и Пруссию, сами не зная зачем». О войне 1812 года он говорит совсем по-друго­му: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскор­били и оскорбляют меня всякую секунду.

И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». Общее мнение выражает солдатик, встретившийся Пьеру в Можайске: «Всем народом навалиться хотят; одно слово — Москва. Бородинская битва изображается в романе как «народное сра­жение». Толстой показывает решающую роль народных масс в ходе исторических событий, единение русских в борьбе с нашествием, их моральную победу над врагом.

В Бородинской битве раскрывается подлинная красота русского человека. Толстой утверждает, что русскими была одержана «по­беда нравственная, та, которая убеждает противника в нравствен­ном превосходстве своего врага и в своем бессилии». На наполео­новскую Францию в этой битве «была наложена рука сильнейшего духом противника».

Людей «с изуродованными страданием лицами», «испуганных или обезумев­ших солдат», «бедствия народа и войска» — все это правдиво ри­сует писатель. Толстой дает верное и для наших дней определение истинного патриотизма в отличие от показного, ложного.

Перед солдатами — полководец, в котором воплотились дух войска и воля народа

Сам запалю. Решилась…» То же испытывает и «человек во фризо­вой шинели». Чувство мести, лежавшее в душе каждого человека» и всего русского народа, породило партизанскую войну. Жители сжигали города и деревни, мужики и партизаны ловили мародеров, перени­мали транспорты.

Был начальником партии дьячок, взявший в месяц не­сколько сот пленных. Мы еще не видим Тихона, но образ его раскрывается в том, как о нем говорят его товарищи по оружию. В их грубоватых словах чувствуется восхищение, уважение, даже своеобразная ласка: «Эка шельма», «Ну ловок», «Экая бестия».

Для Толстого Кутузов — идеал исторического деятеля и идеал человека. Человек», «товарищи» — вот слова, определяющие характер взаимоотношений Кутузова и солдат. Русский народ в «Войне и мире» представлен разными персонажами.