Проблема личности и народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
В образе Тихона воплощены дух народа-мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства. Тихон был самый полезный и храбрый человек в отряде. С топором в руках идет он на врага не потому, что кто-то его понуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям. История русской литературы XIX века (вторая половина). При этом, создавая образ народа-мстителя, Толстой показывает не только его ненависть к врагу, решимость, энергию, смелость, но и великий гуманизм.
Толстой показывает, что тема народа в романе «Война и мир» – это главная тема всего произведения. Две основные сюжетные линии романа раскрывают перед читателями то, как формируются характеры и складываются судьбы двух семей – Ростовых и Болконских.
Проблема личности и народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Толстой словно собрал черты, присущие простым людям, и создал несколько собирательных образов, воплотив их в конкретных персонажей. В Платоне Каратаеве, встреченном Пьером в плену, воплотились характерные черты крепостных крестьян. Добрый, спокойный, работящий Платон, рассуждающий о жизни, но не задумывающийся о ней: «Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет…». В романе Платон – воплощение части русского народа того времени, мудрого, покорного судьбе и царю, любящего свою Родину, но шедшего воевать за нее только потому, что поймали и «отдали в солдаты».
Все эти поиски и метания чужды и непонятны Каратаеву, он умеет принимать жизнь такой, какая она есть в это самое мгновенье, и смерть он принимает смиренно и без ропота. Купец Ферапонтов, знакомый Алпатыча, типичный представитель купечества, с одной стороны скупой и хитрый, но, в то же время сжигающий свое добро, чтобы оно не досталось неприятелю.
Похожие сочинения
Это и партизаны вроде Тихона Щербатого, которые воевали с французами по-своему, и, словно играючи, уничтожали небольшие отряды. Это и странники, смиренные и религиозные, такие как Пелагеюшка, ходившая по святым местам. Мужики-ополченцы, одетые в простые белые рубахи, «чтобы приготовиться к смерти», «с громким говором и хохотом» роющие траншеи на Бородинском поле перед сражением.
В сочинении на тему «Русский народ в романе «Война и мир» мне хотелось показать отношение Льва Николаевича Толстова к русскому народу как к «целому и единому» организму. Это был крутой перевал в ее движении, но смысл и значение его еще далеко не обнаружилось. Отсюда интерес к истории, усилившийся в 60-е годы. Он был вызван стремлением объяснить современность и заглянуть в будущее, глубоко изучив прошлое России.
Эту задачу осуществил Толстой. По мнению писателя, исторический путь страны определяет не воля исторического деятеля, не его предначертания, а совокупность человеческих воль и устремлений. В романе-эпопее насчитывается свыше пятисот действующих лиц. Толстой создал множество разнообразных типов, характеров, показал именно массулюдей.
Он отрицает решающую роль «великой» личности в истории человечества
Все герои Толстого — живые люди. И целью данной работы является изучение образа народа в романе-эпопее «война и мир» Льва Николаевича Толстого. Писатель утверждает, что от воли и усилий массы таких вот простых, обыкновенных людей зависит исход исторических событий. В главах, посвященных Шенграбенскому сражению, перед читателями пехотные полки, расстроенные под влиянием бессмысленного и странного слова «Отрезали!».
Перед Толстым стояла задача — осмыслить художественно и философски войну 1812 г.: “Правда этой войны в том, что она выиграна народом”
Толстой считает войну 1812 года народной, понимая, что именно народ одержал победу над прежде непобедимой армией Наполеона. Эта точка зрения на Отечественную войну наиболее отчетливо выражена в беседе князя Андрея с Пьером накануне Бородинского сражения. Вспоминая войны 1805-1807 годов, Болконский утверждает: мы «ходили драться в Австрию и Пруссию, сами не зная зачем». О войне 1812 года он говорит совсем по-другому: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду.
И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». Общее мнение выражает солдатик, встретившийся Пьеру в Можайске: «Всем народом навалиться хотят; одно слово — Москва. Бородинская битва изображается в романе как «народное сражение». Толстой показывает решающую роль народных масс в ходе исторических событий, единение русских в борьбе с нашествием, их моральную победу над врагом.
В Бородинской битве раскрывается подлинная красота русского человека. Толстой утверждает, что русскими была одержана «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии». На наполеоновскую Францию в этой битве «была наложена рука сильнейшего духом противника».
Людей «с изуродованными страданием лицами», «испуганных или обезумевших солдат», «бедствия народа и войска» — все это правдиво рисует писатель. Толстой дает верное и для наших дней определение истинного патриотизма в отличие от показного, ложного.
Перед солдатами — полководец, в котором воплотились дух войска и воля народа
Сам запалю. Решилась…» То же испытывает и «человек во фризовой шинели». Чувство мести, лежавшее в душе каждого человека» и всего русского народа, породило партизанскую войну. Жители сжигали города и деревни, мужики и партизаны ловили мародеров, перенимали транспорты.
Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Мы еще не видим Тихона, но образ его раскрывается в том, как о нем говорят его товарищи по оружию. В их грубоватых словах чувствуется восхищение, уважение, даже своеобразная ласка: «Эка шельма», «Ну ловок», «Экая бестия».
Для Толстого Кутузов — идеал исторического деятеля и идеал человека. Человек», «товарищи» — вот слова, определяющие характер взаимоотношений Кутузова и солдат. Русский народ в «Войне и мире» представлен разными персонажами.