Период абсолютизма

Абсолютизм в России. Абсолютизм — это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. В целях усиления абсолютизма были перестроены органы центральной власти.

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти.

Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе.

Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги. Громадную заслугу оказал просвещенный абсолютизм судебному устройству и законодательству. Один закон для всех» — таков принцип, которым руководствовался П. абсолютизм. В уголовном судопроизводстве были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшено правосудие. Задачей просвещённого абсолютизма было не только отделить суд от администрации и создать независимость судей, но и составить свод законов, отличавшийся простотой, ясностью и краткостью.

Свод законов, изданный в Португалии Помбалем, привлёк внимание тогдашнего учёного мира. Эти реформы были проникнуты гуманностью, уважением к человеческой личности и чувством справедливости. Но в целом эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно там, где не затрагивались политические вопросы.

Просвещённый абсолютизм представляет собой эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. В области сословных отношений вообще и крестьянского вопроса в частности просвещенный абсолютизм тоже оказал значительное влияние.

Помбаль весьма резко действовал в Португалии, стеснив дворянство. В эту же эпоху впервые был поставлен на очередь крестьянский вопрос. Осуждая феодальные права, тяготевшие над землевладельцами, литература XVIII в. требовала уничтожения рабства и прекращения крепостных отношений.

Общая черта, отличающая представителей просвещенного абсолютизма — деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность. Это общеевропейское явление традиционно именуется просвещенным абсолютизмом. В свое десятилетнее царствование в Австрии (1780-1790) он провел целый ряд реформ, главная из которых освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землей.

Социальной опорой абсолютизма является дворянство. Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождении верховной власти. Сильная королевская власть установилась в Испании, но слабое развитие местной экономики не позволило формироваться классу предпринимателей, и испанский абсолютизм выродился в деспотию. В Германии же абсолютные монархии складывались не в общенациональном масштабе, а в рамках отдельных княжеств. Во Франции, и особенно в Англии влияние буржуазных элементов на политику было значительно больше, чем в Германии, Австрии и России.

В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путём, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в ограниченную, конституционную. В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровских реформ и имела свои особенности. Все это требовало сосредоточения всей полноты власти в руках монарха.

Период абсолютизма

Если социальную опору западноевропейского абсолютизма составляли буржуазия («третье сословие») и часть феодалов, то абсолютная монархия в России в основном отражала интересы дворянства.

Эпоха абсолютизма

Но по мере укрепления своего могущества абсолютистское государство само превратилось в реальную угрозу для соседних народов, демонстрируя устремления к расширению своей территории. Российские правители стремились в каждом случае найти свой подход для интеграции новых подданных в российское общество.

Потерянные еще в начале XVII в. в результате интервенции и захвата территории были почти полностью возвращены, за исключением прибалтийских и карельских земель, остававшихся под властью Швеции. В состав России вошли Левобережная Украина с Киевом и область Запорожья, шло продвижение в Сибирь, где россияне достигли берега Тихого океана. В целом в XVII в. пределы России подошли вплотную к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану.

В результате массовой раздачи правительством России земли увеличилось землевладение дворян. Новая феодальная знать сосредоточивала в своих руках огромные вотчинные богатства. В этих условиях особое значение приобретает развитие торговли в самом широком смысле этого слова. В России образовалось несколько крупных торговых центров, среди которых выделялась Москва.

Со второй половины XVII в. политический строй страны эволюционировал к абсолютизму, что выражалось в падении роли институтов, характерных для сословно-представительной монархии. Абсолютизм в России формировался на базе безраздельного господства феодально-крепостнической системы. В этом же направлении осуществлялась и внешняя политика правительства. Земский собор 1653 г., принявший постановление о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором, собиравшимся в полном составе.

Изменения вносились и в систему управления на местах. С целью централизации власти соседние уезды были объединены в «разряды» — своеобразные прообразы петровских губерний. В 1682 г. было отменено местничество (занятие должностей в зависимости от знатности происхождения и служебного положения предков). Разрядные книги», в которых фиксировались родословие и назначение на должности, были торжественно сожжены; стал выдвигаться принцип служебного соответствия.

Просвещенный абсолютизм – политика второй половины XVIII века, проводимая правителями ряда европейских государств. Понятие абсолютизма и его место в системе органов государственной власти Западной Европы и России. В этих странах образуется новая форма политического устройства — абсолютизм.