Основные идеи и направления философии Возрождения

Развитие науки и философии в эпоху Возрождения. 1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения. Основные направления философии: гуманистическое, натурфилософское и социально-политическое. Гуманизм. Этика эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы.

Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой. В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца.

1. Основные идеи
философии Возрождения

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически.

Считал, что счастье людей возможно лишь при отсутствии сословий и социального неравенства. Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский философ, один из последних представителей философии эпохи Возрождения. Единицей сущего считал монаду, в деятельности которой оказываются слиянной телесное и духовное, объект и субъект.

1. Основные
черты Возрождения

Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе. Отрицается не христианство и Бог, а выражается неудовольствие деятельностью Церкви, проявляющей излишнюю властность и жадность в обществе.

3.
Политические учения и социальные утопии

Именно здесь (в труде, творчестве, любви) он должен реализовать себя. В этом повороте к земной жизни и ее прославлению кардинальное отличие от средневековой антропологии. Бог философии Возрождения лишается свободы, он не творит мир «из ничего, он «со-вечен миру» и сливается с законом естественной необходимости. Таким образом, возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а не Бог и его обоснование.

Мыслители Ренессанса не анализируют понятия (как это делали схоласты), а пытаются понять сами явления природы и общества, опираясь на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Все, что относится к природе — дело разума, все, что относится к религии — дело веры. Монтень высказывается за строгое разграничение веры и разума. Он может и заблуждаться. Сомнение — двигатель знания и науки. Здоровый скепсис не мешает, а помогает развитию науки. Мы должны считать знание процессом, а не догматом.

Т.к. человек — природное существо и подчинен законам природы, он — часть всего живого и должен жить в гармонии со всем живущим на земле и с природой. Отсюда и понимание свободы человека как действий в соответствии с природой и ее законами. Философия, по Монтеню, прежде всего наука о человеке и его морали.

Добродетель состоит не в аскетическом бегстве от мира, а в жизни по законам природы, в стремлении к счастью, покою и физическому комфорту. Жизнь включает и страдания, которые надо уметь принимать. На воображаемом острове нет частной собственности и труд является обязанностью всех членов общества.

Конспект лекций по предмету «Философия»

Самые грязные работы выполняют рабы (военнопленные и осужденные преступники). Мужчины и женщины имеют равные права. Жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. Настаивал на том, что между Богом и верующими не должно быть никакого посредника.

В работах «Знающее незнание», «Об ученом незнании» философ выступал в пользу изучения естественных наук и невмешательства теологии в область рационального знания. Согласно, Николаю Кузанскому мир создан Богом, но он бесконечен, материален и движется через противоположности. Бог присутствует в человеке.

Бог — это центр Вселенной и ее предел. Раскройте особенности средневековой философии. Как обосновывалось бытие Бога в философии Фомы Аквинского? Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV до начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества.

4.
Естественнонаучные взгляды Возрождения, натурфилософия

Многим мыслителям представлялось, что новому человеку лучше всего соответствует античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Мыслители Возрождения полагали, что именно это наследие прежде всего обращалось к человеку и его умениям («Человек — мера всех вещей», один из принципов античного философствования).

Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека. Гуманизм, признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Постулирование творческой сущности человека: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.

Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями. Пантеическое мировоззрение, рассматривающее окружающий человека мир, природу как сопричастную высшим абсолютным ценностям, богу (Бог разлит в природе). В эпоху Возрождения можно выделить основные направления, которые сформировались под влиянием различных идей, объединенных общей направленностью.

Гуманизм как широкое общественное движение складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Он считает, что существующие в мире противоположности совпадают. Материя есть вовсе не потенция, она есть самодвижущееся бытие. В мировом целом совпадают мировая душа и мировой разум. Мышление тоже есть движение.

Мыслители Возрождения стремились объяснить существование единого, бесконечного, материального мира из него самого, независимо от внешней потусторонней силы, божества. Но параллельно с философией природы начинает развиваться новое естествознание, реализующее радикальную переоценку старых традиций и предпосылок.

Среди представителей этого направления следует указать Николая Коперника, Иоганна Кеплера и Галилео Галилея. Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам. Человек стал видеть не только Бога, но и себя наравне с другими людьми.

Общая характеристика эпохи Возрождения. Религиозная мысль и социальные теории эпохи Возрождения. Философские идеи и мировоззрение представителей эпохи Возрождения и Нового времени.