Оренбургская губерния была образована в составе Оренбургской, Уфимской и Исетской провинций

Оренбургская губерния была образована в составе Оренбургской, Уфимской и Исетской провинций. Башкиры и казаки против французов в 1813 году. Ф. М. Брюкнер. В Башкортостане развиваются также литературоведение и литературная критика. В 1930 году были объединены в один журнал «Октябрь» (с 1949 года — «Литературная Башкирия»). В этих условиях лидеры Башкирской автономии в начале 1919 года были вынуждены начать переговоры с Советами.

В этот же период происходит развитие производительных сил, о чём свидетельствует нахождение пластинчатой техники для изготовления и использования более сложных орудий. В этот период также развивается повсеместное изготовление глиняной посуды. С середины II по начало I тысячелетия до н. э., в бронзовый век, начинается период интенсивного освоения территории Южного Урала и связано с приходом сюда племён абашевской культуры.

О стране башкир, её народе и обычаях сообщали в IX—XIII веках арабские географы Ахмед Ибн Фадлан и ал-Балхи, итальянский монах Карпини Плано и голландец Гильом де Рубрук. В «Сокровенном сказании монголов» башкиры перечислены среди народов оказавших наиболее сильное сопротивление татаро-монголам.

В июне 1391 года при реке Кондурче состоялась «Битва народов». В сражении столкнулись армии двух мировых держав того времени: хана Золотой Орды Тохтамыша и эмира Самарканда Тимура (Тамерлана). К 1557 году состоялось добровольное вхождение большей части современного Башкортостана в состав России. После падения Казани Иван IV обратился к башкирам с призывом добровольно войти в состав Русского государства.

К середине XVII века, после распада Сибирского ханства, фактически, состоялось окончательное вхождение территории нынешнего Башкортостана в состав России. При жизни Ивана Грозного условия соглашения всё же соблюдались, и он, несмотря на свою жестокость, в памяти башкирского народа остался как добрый, «белый царь» (башк.аҡбатша). С приходом к власти дома Романовых в XVII веке политика царизма в Башкортостане сразу же стала меняться в худшую сторону.

В памяти башкирского народа война 1812 года сохранилась в народных песнях «Баик», «Кутузов», «Эскадрон», «Кахым туря», «Любизар»

После башкирского восстания 1662—1664 гг. правительство ещё раз официально подтвердило вотчинное право башкир на землю. В период восстания 1681—1684 гг. — свободу исповедания ислама. В ходе восстаний башкирские отряды достигали Самары, Саратова, Астрахани, Вятки, Тобольска, Казани и гор Кавказа.

В 1920 Д. И. Юлтый написал пьесу «Карагул» о борьбе башкирских трудящихся за свободу

При подавлении восстания, ряд его участников эмигрировали в Киргиз-Кайсацкую Орду. Во время заграничного похода в составе русской армии в Германии, в городе Веймер, с башкирскими воинами встретился немецкий поэт И. В. Гёте, которому башкиры подарили лук со стрелами. Девять башкирских полков вошли в Париж. Французы прозвали башкирских воинов «северными амурами».

Последняя песня основана на подлинном факте, когда главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов благодарил башкирских воинов за проявленную в бою храбрость словами: «любезники, молодцы». Дорога или даруга в данном случае рассматривается как разновидность хозяйственного землеустройства на тот период.

Дороги состояли из родоплеменных волостей, которые, в свою очередь, подразделялись на роды (аймаки или тюбы). В 1744 году императрица Елизавета Петровна высочайшим указом повелела «быть в Оренбурге губернии и именоваться Оренбургская губерния и в ней быть губернатором Тайному советнику Неплюеву». Кантонная реформа1798 года положила конец функционированию дорог. С этого времени в прошениях указывались губерния, уезд, номера башкирских кантонов и войсковых юртов (команд).

М. Уметбаев в 1897 году в книге «Ядкар» (1897) провёл систематический анализ башкирской литературы

Начало войны было отмечено в Башкортостане стихийными выступлениями мобилизованных жителей. Выступления прошли в Стерлитамаке, Белебее, Бирске. Однако в целом население края в начале войны было охвачено патриотическим подъемом, продержавшимся до Великого отступления. Всего в 1914—1916 годах в Уфимской губернии мобилизовано около 300 тыс. человек.

Были опубликованы эпические сказания «Акбузат», «Юлай и Салават», «Идукай и Мурадым» в записях Бурангулова, сборники башкирских пословиц (1936), башкирских народных сказок (1939)

Общий спад производства с 1916 года привел к кризису в губернии, общему спаду производства в промышленности, забастовкам. Башкирское войско было преобразовано в Башкирский отдельный корпус Добровольческой Народной армии, организованной самарским правительством. Так было обеспечено беспрепятственное продвижение из Сибири войск Временного Сибирского правительства под командованием адмирала А. В. Колчака. 18 ноября 1918 года А. В. Колчак совершил военный переворот и объявил себя Верховным правителем России и Верховным Главнокомандующим вооружёнными силами России.

В трудное положение он поставил башкир и казаков, которые в условиях начавшегося отступления в Сибирь колчаковцев остались одни перед лицом неминуемого разгрома и расправы со стороны красных. 18 февраля1919 года Башкирское правительство и Башкирский корпус перешли на сторону Советов. В июле 1941 года Одесский станкостроительный завод имени В. И. Ленина был эвакуирован в город Стерлитамак, а уже 11 октября 1941 года производство начало работать.

Бельские просторы — издается c 1998 года. В журнале печатаются произведения русских, башкирских, татарских, чувашских и др. писателей. В них отражены история и культура башкирского народа, его борьба против царизма и иноземных захватчиков. В 1922 году в Башкирской АССР было создано Общество по изучению быта, культуры и истории Башкирии, ставшее центром исследований в области башкирского фольклора.