«ОН ЗАСЛУЖИЛ ПОКОЙ»

Иешуа – создание не только Мастера, но и Воланда. Если Мастер «заслужил покой», почему Левий сообщает об этом «печальным голосом»? Так в чем же грех Мастера?

И поэтому можно сказать, что Рай — тупик; это… вершина горы, пик, с которого шагнуть некуда, только в Хронос1.И. Он прочитал сочинение Мастера… и просит тебя, чтобы взял с собою Мастера и наградил его покоем. Куда должен взять с собою Мастера Воланд и разве может награда, о которой просит Иешуа, проходить по «ведомству» его антагониста? Что значит «покой» и как он соотносится со «светом» и «тьмой» в романе М. Булгакова?

«ОН ЗАСЛУЖИЛ ПОКОЙ»

При этом необходимо помнить, что «Мастер и Маргарита» — фантасмагорический, мистический, «обманный» роман — служит зыбкой почвой для любых рациональных построений. ХХ века («зона эпохи, времени и места написания и прочтения романа»). Мастера можно упрекнуть в унынии, капитуляции. Да, Мастер устал, он до конца испил чашу страданий, мы далеки от мысли осуждать его. Но уныние, отчаяние также греховны, и не только по христианским канонам.

Система ценностей Мастера — иная. Насколько она универсальна — это другой вопрос, не менее важный для романа Булгакова. Эта причина — отсутствие веры и стремление к свету — важнейшая, и она связана, в частности, с концепцией образа Иешуа в романе. В романе нет воскресения Иешуа, он и не похож на того, кто должен воскреснуть. Эта диалектика заключается в том, что добро и зло не могут существовать порознь. Очевидно, что каких-либо контраргументов, «указаний» на этот счет того, кем был послан Левий, верный «раб» (фанатик), не имел, их и не может быть в романе Булгакова.

Интересно, что в ранних редакциях романа в соответствии с христианской традиционной космологией Воланд получал «распоряжение» от Иешуа относительно судьбы Мастера. Разве вам могут велеть?» — удивленно спрашивал Воланда Мастер, зная о его могуществе6.

Примиряет» их творческий подвиг Мастера, пусть и непоследовательный, «примиряет» человеческая земная любовь — «настоящая, вечная, верная». При решении судьбы Мастера любовь и творчество уравновесили на чаше весов отсутствие веры. Понадобилось компромиссное решение — наградить-наказать Мастера «покоем». Свет» (горний покой, Рай) как награда Мастера был бы немотивированным не только с религиозно-этической, философско-концептуальной точек зрения.

Роман «Мастер и Маргарита» иногда называют «Евангелием от Воланда», и это действительно «Евангелие» ХХ века — каждая эпоха создает свое евангелие. Однако «покой» в булгаковском романе ставит новые проблемы для читателя и исследователя романа. Следующий персонаж, которого автор испытывает на совесть, – это Мастер.

Нет вертикали, Выси. И даже Воланд распрощался с Мастером навсегда

Мастер свой роман написал, но он же его и сжег. А если сжег — значит, предал. А Мастер? Он опустил руки, потому что те, которые не имели права называться писателями, критиковали его и его творчество. Но что же было грехом – написание романа в синергии с Воландом или его сожжение? Приговор Мастеру выносит Иешуа (второстепенный персонаж его романа о Пилате). Поэтому Воланда он просит о покое для Мастера. Тогда понятно, что грехом (с точки зрения Воланда и Иешуа, а отнюдь не моей) оказывается именно сожжение романа.

Мастер должен был впустить евангелие от Воланда в мир, но – испугался. Неверно предположение М. Дунаева, будто Воланду роман Мастер нужен был для черной мессы – «бала». Роман, созданный Мастером, становится не чем иным, как евангелием от сатаны, искусно введенным в композиционную структуру произведения об антилитургии. Вот для чего была спасена рукопись Мастера.

Как раз на балу у Воланда роман Мастера никак не фигурирует, не зачитывается, не замечается, и никто из его персонажей там даже не появляется. Бал нечисти состоялся бы и без романа Мастера (он вообще ежегодно-весенний).

Мастер меняется лишь в одежде

А хорошо ли Мастеру быть в темном, бес-светном покое? Чего лишился мастер, отказавшись от света? От чего отгородил его «покой», подаренный Воландом? В рукописи 1936 года это оформлено уже так: «Тебя заметили, и ты получишь то, что заслужил… Исчезнет мысль о Ганоцри и о прощенном Игемоне.

Воланд позаботился о том, чтобы этот страх оставался в Мастере навсегда

А вот Мастеру далеко до такой участи. Он и по смерти остается в области Воланда. Мастер не переходит в мир Христа, в мир ангелов. Во всем романе он наиболее откровенно врет именно в этой сцене прощания с Мастером.

Стоп! Ведь Иешуа через Левия Матвея просил за Мастера, а не за Пилата! Второй звоночек: Воланд предлагает Мастеру создать гомункула: «Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Воланд же, называя Мастера Фаустом, подсовывает ему вагнеровский мирок: «Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак» (Маргарита о жизни в обещанном «домике»).

Радуется смерти и Мастер… Этот диалог вызывает у читателей романа целый ряд вопросов: почему Мастер «не заслужил света»? Почему он не заслужил света? В чьих глазах он «согрешил»? Почему Мастер в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» заслужил покой, а не свет?» На мой взгляд, ответ на этот вопрос тесно связан с темой совести — одной из ведущих тем в произведении.