Общественный нигилизм Базарова находит свое наиболее полное выражение в споре с Павлом Петровичем

Общественный нигилизм Базарова находит свое наиболее полное выражение в споре с Павлом Петровичем. К примеру, Павел Петрович употребляет, когда сердится, в своей речи «эфто» вместо «это», и «в этой причуде сказывался остаток преданий александровского времени. Только аристократы, как Павел Петрович и Одинцова, остаются сторонниками старых «принсипов», уверенные в их неизменности.

Так, в «Отцах и детях» мы видим не только эволюцию характера и взглядов Базарова, но и возвращение «на круги своя» Аркадия, с полным отказом от идеологии нигилизма. В этом он прямой антипод Базарову, у которого не меньшая сила характера проявляется как раз в освобождении себя от всевозможных принципов и ограничений). До встречи с Одинцовой Базаров был убежден в своей свободе от всего, что связывает человека с другими людьми.

Вместе с тем Базаров ни разу не роняет себя, и после неудачного признания сразу уезжает, не унижаясь до положения отвергнутого влюбленного и не принимая “милостыни” в виде жалости Одинцовой

Первыми литературными опытами Тургенева были романтические стихотворения и драматическая поэма “Стено”. Записки охотника” (впервые изданные отдельной книгой в 1852 г.) положили начало общероссийской известности Тургенева. Впервые в русской литературе Тургенев представил образы крестьян как сложные и глубокие личности, с особым мировоззрением, типом мышления и духовностью.

Впоследствии Тургенев многократно сближался и расходился с Виардо, но не расставался с ней вплоть до своей кончины. Тема любви становится ведущей в его творчестве и вместе с тем начинает звучать неизбывным трагизмом. В 1850-м г. по возвращении из Европы Тургенев активно участвует в работе журнала «Современник» и начинает искать пути к большим прозаическим жанрам.

Это — та самая таинственная сила, которую Базаров отрицал в природе.

С 1855 г. по 1862 Тургенев пишет, следуя традициям Диккенса, Ж. Санд и Лермонтова, целый ряд социально-психологических романов. В промежутках между романами Тургенев пишет ряд повестей, таких как “Ася” (1958), “Фауст” (1856), “Первая любовь” (1860), статью “Гамлет и Дон-Кихот” (1860), важную для уяснения философии писателя. В 1867 г. появляется роман “Дым”, где описывается жизнь русских дворян за границей и их полная социальная несостоятельность и оторванность от русской действительности.

Главные же мысли автора высказывает в «Дыме» западник Потугин, вслед за Чаадаевым отрицающий за Россией какое бы то ни было культурно-историческое значение.

В 1883 г. Тургенев сконался в Буживале, недалеко от Парижа, на вилле П. Виардо. Характеристика художественного метода и психологизм Тургенева. Тургенев справедливо считается лучшим стилистом русской прозы XIX века и тончайшим психологом.

В вопросе о характере преобразований в России Базаров стоит за решительную ломку всей государственной и экономической системы

При этом имелось в виду «спокойствие», проистекающее «из сильного убеждения или глубокого чувства», «сообщающее… Это спокойствие давало сосредоточенность созерцания, тонкость и безошибочность наблюдения. Утонченный эстет, Тургенев считал главным в искусстве создание красоты.

В личной сфере нигилизм Базарова заключается в отрицании им всей культуры чувств и всех идеалов

Но нигде оно не сияет с такой силой, как в человеческой индивидуальности; здесь оно более всего говорит разуму» (из письма Полине Виардо от 28 авг. 1850г.). И человеческая личность, и природа являлись предметом его неустанных философских размышлений — в основном в духе натурфилософии немецкого романтизма (Гегеля, Шеллинга и Шопенгауэра). Классичность в изображении характеров проявлялась у Тургенева в том, что он рисовал своих героев всегда спокойными и благородными в выражении чувств.

Если же герой суетится, излишне жестикулирует (наподобие Ситникова в «Отцах и детях»), значит, Тургенев его презирает и стремиться полностью дискредитировать. После выхода «Отцов и детей» это слово прочно вошло в культурный обиход и стало обозначением целого общественного явления. Тургенев всегда показывает характеры героев в динамике, в развитии, и чем сложнее персонаж, тем больше требуется автору сцен для его раскрытия.

Базарову нужны другая жизнь и другие люди — на этот счет Тургенев не оставляет никаких сомнений»

Психологизм Тургенева обыкновенно называют “скрытым”, ибо писатель никогда не изображал прямо все чувства и мысли своих героев, но давал возможность читателю их угадывать по внешним проявлениям. Считая так, Тургенев видимо отстраняется от личной оценки героя, предоставляя ему возможность самому выразить себя в диалоге и в действии. Точно… воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственным мнением».

Для этого он подвергается «испытанию любовью», ибо именно в ней, по мнению Тургенева, выявляется истинная сущность и ценность любого человека. Базаров отличается от них прежде всего исключительной энергией и мужественностью, твердостью характера и самостоятельностью, выработанными в борьбе с житейскими трудностями. Итак, Тургенев видит проявления прекрасного прежде всего в природе и в человеческой душе, изображая и то и другое с необыкновенным мастерством.