Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду

Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Основы патриотического воспитания дошкольников. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. На каждом возрастном этапе проявления нравственного, патриотического и культурного воспитания имеют свои особенности.

В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Патриотизм у детей дошкольного возраста требует первоначальных знаний об истории нашей Родины, самобытной русской культуры, истории родного края, героико-военного прошлого нашей страны. С самого раннего возраста дети проживают вместе с педагогом начальные этапы музицирования, в которых взрослый передает знания о культуре родного края, его традициях.

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду

Стало хорошей традицией знакомить детей с произведениями композиторов родного города, которые пишут музыку для детей. Уже много лет наш коллектив сотрудничает со Светланой Рандой и Натальей Басовой. Результатом этой работы становятся необыкновенно яркие впечатления детей, которыми они наполняют своё песенное и танцевальное творчество.

К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения. Наставления великого педагога Я. А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, почитание старших, любовь к Родине.

Личный сайт воспитателя Киселевой Л. В.

Патриотическое воспитание ребенка это сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества. Патриотическое воспитание детей реализуется в дошкольных образовательных учреждениях по различным программам. Формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста проявляется через игровую деятельность.

А в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур. Также огромную роль в жизни дошкольника играет приобщение к литературе. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей — устной.

На втором этапе были апробированы средства и методы работы с детьми по данной проблеме. Работа проводилась на базе дошкольного учреждения города Саратова в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172». Было обследовано 18 детей старшего дошкольного возраста. Из наиболее эффективных видов деятельности по патриотическому воспитанию нами выделяются: НОД, игровая и учебная деятельности.

Родители не отбирают специально для ребенка литературу по ознакомлению с городом, а приобретают ту, которая встречается на прилавке магазинов и киосков. В диагностике участвовало 18 человек. Нами был разработан проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе и перспективный план по разным направлениям. Таким образом, мы выяснили, что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения.

Другие статьи по теме:

В формировании патриотического мировоззрения в детском саду необходимо учитывать возрастные особенности дошкольника и характер изучаемого материала. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Из этого следует, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.

Подобные документы

Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, он выступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране. Русский критик – демократ В. Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Развитию патриотизма человека способствует патриотическое воспитание. Это понятие патриотического воспитания в широком смысле. Патриотическое воспитание гражданина своего Отечества начинается с детства.

1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа

Особенности патриотического воспитания детей в том, что они еще не могут воспринимать что-то далекое, неизвестное им. Для дошкольников важно их ближнее окружение. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.

Также в этом уголке поместить иллюстрации Москвы и России

Прежде всего, нужно формировать у дошкольников чувства привязанности к тем местам, где они родились и растут, так как именно с ними связаны яркие эмоциональные переживания. Детей знакомят с природным и социальным окружением. Чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости.

Это, в первую очередь, семья ребенка. Необходимо включать семью в процесс ознакомления дошкольников с социальным окружением, знакомить с особенностями у детей основ патриотизма. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, – писал Ушинский, – потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.

Интересны работы других авторов – Н. В. Алешиной, И. Казаковой, М. Кирилиной, Л. Коломейченко, М. Ю. Новицкой, Л. А. Кондрыкинской и других авторов. Н. К. Крупская отмечала важность краеведческого подхода в патриотическом воспитании. Р. И. Жуковская придерживалась идей Н. К. Крупской, видела последовательность патриотического воспитания дошкольников возрастным группам. Подчеркивала необходимость объяснения детям, что какой бы ни был край, в нем находит отражение что-то типичное для всей страны.

В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического воспитания

Э. К. Суслова изучала вопросы патриотического воспитания, отмечала важность воспитания у детей уважения ко всем национальностям, так как Россия многонациональная страна. Такие как С. А. Козлова говорила о толерантности к другим народам и национальностям, говорила о недопустимости превознесения в каких-либо проявлениях, какой бы то ни было национальности.

В связи с этим особая тема бесед на музыкальных занятиях — о Родине. 2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа. Построение и организация музыкальных занятий в группах раннего возраста. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране.