Морфо-функциональные изменения организма детей и их значение в жизнедеятельности человека 2775

При повышении температуры тела на 1° частота пульса возрастает на 8—10 ударов в 1 минуту. Скорость пульса зависит от колебания давления в артериальной системе во время систолы и диастолы. Дыхание более глубокое и редкое — к 7 годам достигает 23-25 в 1 минуту.

Для определения частоты пульса считают его в течение 30 сек. и полученный результат умножают на два. При нарушении сердечного ритма пульс считают в течение 1 минуты. Кроме того, в детском возрасте имеется известная неравномерность пульсовых периодов, связанная с дыханием (дыхательная аритмия).

Морфо-функциональные изменения организма детей и их значение в жизнедеятельности человека 2775

Изобретение сфигмографа и особенно внедрение современных методов регистрации пульса (артериопьезография, скоростная электросфигмография и др.) значительно углубили знания в этой области. При каждой систоле сердца в аорту стремительно выбрасывается определенное количество крови, растягивающее начальную часть эластичной аорты и повышающее в ней давление. Это изменение давления распространяется в виде волны по аорте и ее ветвям до артериол, где в норме в силу их мышечного сопротивления пульсовая волна прекращается.

В период первого детства происходит интенсивное физическое и умственное возмужание

Такое явление носит название брадисфигмии, разницу между числом сердечных сокращений и пульсовых ударов в 1 минуту называют дефицитом пульса, а сам пульс — p. deficiens. Исключение составляет лихорадка при брюшном тифе и перитонитах: в первом случае часто наблюдается относительное замедление пульса, во втором — его относительное учащение. Если пульсовые волны неодинаковы по величине и степени наполнения, то говорят о неравномерном П. (p. inaequalis), в противоположность равномерному П. (p. aequalis).

Количество и состав необходимой ребёнку пищи лишь постепенно, с возрастом, приближается к нормам взрослого

В норме печеночный пульс определяется с большим трудом и зависит от динамического «застоя» в печеночных венах в результате деятельности правого желудочка. Наиболее точно частота П. определяется в состоянии покоя, во время сна. У ребенка на одно дыхание приходится 3,5—4 сердечных толчка. При оценке пульса у детей необходимо обращать внимание не только на его частоту, но и на ритм, степень наполнения сосудов, их напряжение.

Пароксизмальная тахикардия до 170—300 ударов в 1 мин. может наблюдаться у детей раннего возраста. У детей наблюдаются те же виды аритмий сердца, что и у взрослых. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ — возрастные особенности строения и функции организма в целом и его отдельных систем и органов. Чем младше ребёнок, тем большее место в его скелете занимают хрящевые прослойки.

У детей очень велика потребность в кислороде, что объясняется процессами роста организма. В связи с этим у детей имеет место гипервентиляция лёгких, при к-рой объём проходящего через лёгкие воздуха почти достигает нормы взрослого (5 — 7 л в мин. у 2 — 3-летних детей). Плохая вентиляция очень вредно отражается на физич. развитии и умственной работоспособности детей; особенно вредно длительное пребывание в плохо проветриваемом помещении.

15 минут); чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно приблизиться к взрослому – иначе ребенок и воспитатель живут как бы в разных измерениях (В.Д. Сонькин)

К концу 2-го года прорезываются полностью все 20 молочных зубов. Постоянные зубы в норме начинают прорезываться лишь у детей 5-летнего возраста. Этот процесс идёт довольно медленно: прорезывание 28 постоянных зубов заканчивается лишь в 15 — 17-летнем возрасте.

Недостаток в количестве и качестве пищи более вредно отражается на жизнедеятельности детского организма, чем взрослого. Однако в дальнейшем эти слои развиваются неравномерно. Наиболее интенсивно функциональное развитие коры происходит в старшем школьном возрасте, когда достигает большого совершенства её аналитическая и синтетическая деятельность. Табл. 7 — Увеличение веса головного мозга с возрастом (в г; по Штефко).

Задержка в физическом развитии, вызванная неблагоприятными социальными условиями, ликвидируется с улучшением этих условий. Младенчество (от рождения до 1 года). Наибольший интерес в этом возрасте представляет начальная фаза развития высшей нервной деятельности. Из всех видов чувствительности наиболее развита в этом возрасте кожная, на базе к-рой образуется наибольшее количество рефлексов.

В младшем школьном возрасте (к 8 — 9 годам) заканчивается анатомич

Развитие рецепторной стороны речи в этом возрасте заметно опережает развитие её активной стороны: ребёнок свободно понимает обращённые к нему слова, но ещё неправильно их произносит. Развитие речи в этом возрасте накладывает свой отпечаток на условно-рефлекторные процессы: вновь образующиеся условные рефлексы всегда «озвучиваются речью» (Н. И. Красногорский). В течение 2 — 3-го года жизни интенсивно увеличивается запас слов ребёнка.

В известной степени это объясняется тем, что ребёнок этого возраста затрачивает на свои движения значительно меньше энергии из осн. обмена, чем взрослый человек (15% против 25% у взрослого). К концу этого возрастного периода гормоны половых желёз угнетают деятельность гипофиза и зобной железы, ранее стимулировавших рост организма.

Особенно четко выражена эта разница в период полового развития. В этом возрасте ни в коем случае не следует ни ставить, ни сажать ребенка. В это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек. Аналогичная картина наблюдается и в деятельности сердца. Всё это заставляет очень внимательно относиться к постановке физич. воспитания подростков, подбирать и дозировать упражнения в соответствии с указанными особенностями их возраста.