Литература русского зарубежья («первая волна» эмиграции: 1920-1940 годы): Учебное пособие

К 1923 в Париже обосновались 300 тысяч русских беженцев. Наибольшее культурное и литературное значение имеет творчество писателей первой волны русской эмиграции. Младшее поколение писателей в эмиграции. Различают три периода или три волны русской эмигрантской литературы. Журнал — большинство писателей второй волны эмиграции печатались в выходившем в Америке «Новом журнале» и в журнале «Грани».

В центрах рассеяния – Берлине, Париже, Харбине – была сформирована «Россия в миниатюре», сохранившая все черты русского общества. Третья волна началась после хрущевской «оттепели» и вынесла за пределы России крупнейших писателей (А.Солженицын, И.Бродский, С.Довлатов). Среди поэтов, чье творчество сложилось в России, за границу выехали И.Северянин, С.Черный, Д.Бурлюк, К.Бальмонт, Гиппиус, Вяч.Иванов. Трагедии изгнанничества противостояло громадное наследие русской культуры, мифологизированное и поэтизированное прошедшее.

Наиболее остро и драматично тяготы, выпавшие на долю «незамеченного поколения», отразились в бескрасочной поэзии «парижской ноты», созданной Г.Адамовичем. Жизнь «русского монпарно» запечатлена в романах Поплавского Аполлон Безобразов, Домой с небес. Немалой популярностью пользовался и Роман с кокаином Агеева. Основными центрами рассеяния русской эмиграции явились Константинополь, София, Прага, Берлин, Париж, Харбин.

Старшее поколение писателей-эмигрантов.

Значительная русская колония возникла и в Софии, где выходил журнал «Русская мысль». В начале 1920-х литературной столицей русской эмиграции стал Берлин. Русская диаспора в Берлине до прихода к власти Гитлера составляла 150 тысяч человек. Существенная особенность русского Берлина, – диалог двух ветвей культуры – зарубежной и оставшейся в России. Когда надежда на скорое возвращение в Россию стала угасать и в Германии начался экономический кризис, центр эмиграции переместился в Париж, с середины 1920-х – столицу русского зарубежья.

С 1923 по 1924 в Париже собиралась также группа поэтов и художников «Через». Парижские эмигрантские газеты и журналы представляли собой летопись культурной и литературной жизни русского зарубежья. Термин «Сопротивление» возникнет и приживется в среде русских эмигрантов, многие из которых окажутся его активными участниками. За годы существования «Чураевки» в Харбине было выпущено более 60 поэтических сборников русских поэтов.

До начала Второй мировой войны в Праге выходило около 20 русских литературных журналов и 18 газет. Среди пражских литературных объединений – «Скит поэтов», Союз русских писателей и журналистов. Русское рассеяние затронуло и Латинскую Америку, Канаду, Скандинавию, США. Писатель Г.Гребенщиков, переехав в 1924 в США, организовал здесь русское издательство «Алатас».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Основные события жизни русской литературной эмиграции. Ходасевич полагал главной задачей русской литературы в изгнании сохранение русского языка и культуры.

Споры о литературе шли и в среде «незамеченного поколения». На атмосферу русской литературы в изгнании значительным образом повлияет полемика сменовеховцев и евразийцев. Литературно-общественные издания русской эмиграции. Всего вышло 70 номеров журнала, в которых печатались наиболее известные писатели русского зарубежья.

Со второй волной СССР покидают военнопленные, перемещенные лица – граждане, угнанные немцами на работы в Германию. Большинство эмигрантов второй волны селились в Германии (преимущественно в Мюнхене, имевшем многочисленные эмигрантские организации) и в Америке.

С третьей волной эмиграции из СССР преимущественно выезжали представители творческой интеллигенции. Середина 1960-х – период новых гонений на творческую интеллигенцию и, в первую очередь, на писателей. 108-я улица Квинса, изображенная в Иностранке, – галерея шаржей на русских эмигрантов. Максимовым и выходил в Париже. Характеристика трех волн в истории русской эмиграции.

Подобные документы

Определение индивидуальных особенностей и схожих черт в выявлении художественного образа «волны» в литературных произведениях русских писателей и поэтов.

Основные черты литературных направлений и этапы развития русской литературы. Отношение писателей-эмигрантов к поэзии русского поэта. Взаимосвязь народного творчества и космических мотивов в творчестве С. Есенина. Рассмотрение проявлений символизма, акмеизма, футуризма, имажинизма в творчестве великих русских писателей и поэтов.

Общий анализ современного состояния литературы Приднестровской Молдавской Республики, написанной на русском языке. Сравнительный анализ творчества приднестровских писателей и поэтов.

Одной из важнейших черт литературы русского зарубежья стала ее политизированность. Так, в 1905 г. И. А. Бунин заявлял: «Если русская революция волнует меня больше, чем персидская, я могу только об этом пожалеть». В новую историческую эпоху, в эмиграции И. А. Бунин становится одним из ведущих публицистов русского зарубежья. В феврале 1924 г. Бунин выступил в Париже с речью «Миссия русской эмиграции», опубликованной затем в газете «Возрождение» и получившей широкий общественный резонанс.

К старшему поколению писателей относят: Бунина, Шмелева, Ремизова, Куприна, Гиппиус, Мережковского, М. Осоргина. Противопоставляя «вчерашнее» и «нынешнее», старшее поколение делало выбор в пользу утраченного культурного мира старой России, не признавая необходимости вживаться в новую действительность эмиграции.