Л.Н. Толстой «Прыжок». Как работать над сюжетом?

Образ Москвы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», повестях «Детство», «Отрочество», «Юность». Изменилась в обработке Толстого и концовка этой сказки. Ее полюбили читатели, и Толстой сразу занял место в ряду лучших русских писателей.

Изучение жизни, детства и творчества Льва Николаевича Толстого. Семья и дети. Открытие школ для крестьянских детей и преподавание в них. Уход из Ясной поляны, смерть и похороны. Место темы детства в классической и современной русской литературе, ее роль в творчестве Аксакова, Толстого и Бунина.

Борис Годунов в трактовке Толстого. Биография А.К. Толстого, его воспитание в Малороссии братом матери А.А. Перовским. Работа над романом «Война и мир». Социальный, психологический разрыв в повести писателя «Хозяин и работник».

Первым произведением, с которым Лев Толстой выступил в печати, явилась повесть «Детство». И читатели, и критики были от неё в восторге. Все тогда говорили, что родился новый замечательный писатель, который прославит русскую литературу в веках. И не ошиблись.

Многие действующие лица повести напоминают людей, окружавших Толстого в детстве. Исключительная наблюдательность, правдивость в изображении чувств и событий, характерные для Толстого, проявились уже в этом первом его произведении. Учителя из иностранцев были большей частью люди, у которых неудачно сложилась жизнь на своей родине, и они приезжали в Россию в поисках заработка.

Менее конкретно и ясно изображены в повести внешние черты матери Николеньки. Она отчасти напоминает Прасковью Исаевну — экономку в яснополянском доме Толстых.

Л.Н. Толстой «Прыжок». Как работать над сюжетом?

Детские годы Николеньки Иртеньева во многом напоминали детство самого Льва Николаевича и многих других детей в дворянских семьях. Поэтому он так покорен и робок в отношениях с мальчиками Иртеньевыми и Ивиными. В его светлый детский мир, наполненный любовью, счастьем и радостью, часто врываются и огорчения.

Все доброе, хорошее, чем дорого детство, изображает Толстой в переживаниях Николеньки. Подрастая, Николенька начинает все более и более понимать, что в жизни нет безоблачного счастья, нет и настоящей справедливости. Корнаковы — первые в ряду тех дворян, ведущих праздную, паразитическую, фальшивую и лицемерную жизнь, которых резко критикует Толстой почти во всех своих последующих произведениях.

О старом ямщике Толстой пишет, что он был сгорбленный старик, в зимней шапке и армяке. И все это вместе с Николенькой видит, слышит и чувствует каждый читатель замечательной поэтической повести Толстого «Детство». В немецкой школе Толстой присутствовал на уроке наглядного обучения. Когда Толстой вернулся на родину и побывал в начальных классах русской школы, он увидел, что и здесь учителя мучают школьников «наглядным» обучением.

И он попытался создать такую школу в своей усадьбе Ясная Поляна. В школе у нас было весело, — вспоминает один из любимых учеников Толстого Василий Морозов,— занимались с охотой. В статье «Кому у кого учиться писать…» Толстой поведал о том, как он вместе с даровитейшими своими учениками, Федькой и Сёмкой, писал повесть на пословицу «Ложкой кормит, стеблем глаз колет».

В баснях Эзопа Толстой, по его словам, находил «мужицкий здравый смысл» и был недоволен, когда переводчики его нарушали. Мальчик поверил отцу и ушёл. Тогда толпа освободила приговорённого к смерти, решив, что нельзя обмануть ребёнка: его вера в слово отца — святая вера и никто не смеет её нарушить…

Учебные книги Толстого и в особенности его рассказы для детей высоко ценили выдающиеся деятели советской школы и народного просвещения. Бессмертные произведения Толстого читают все советские люди, их изучают в школах. В детское чтение прочно вошли уже первые произведения Л. Н. Толстого — автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы».

В 1872 г. вышла в свет «Азбука» Л. Н. Толстого — плод его четырнадцатилетнего труда. Затем вышла «Новая азбука» (1875), «Русская книга для чтения» (1875). Это образец тех приемов и языка, которым я пишу, и буду писать для больших», — отметил Толстой в письме к Н. Н. Страхову. Чтобы подчеркнуть, насколько мал Филиппок, писатель показывает его в огромной отцовской шапке и длинном пальто (рассказ «Филиппок»).

Л. Толстой — мастер реалистического рассказа о детях

Спасибо за подробный анализ рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок». Очень умело составлены вопросы и задания по тексту произведения. Они помогают учащимся раскрыть психологический характер конфликта в рассказе; совершенствуют их умение анализировать поступки героев, развивают творческое воображение школьников.

Образ главного героя. Мир ребенка и взрослых в повести автора. Влияние Л. Н. Толстого на развитие реалистической литературы, в том числе и детской, огромно. Отец мальчика — капитан корабля — заставил его с огромной высоты прыгнуть в море и тем спас жизнь сына…