Короленко «Слепой музыкант»: истинная слепота и духовное прозрение

Заслуга в преодолении страданий и в борьбе за счастье; недаром сказано в очерке Короленко «Парадокс»: «Человек создан для счастья, как птица для полета».

Слепой обретает силы в музыке. В повести Короленко не только Петр сталкивается с проблемой выбора. Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами.

Ссылки и лишения не сломили бесстрашия писателя перед жизнью, не поколебали его веры в человека. Уважение к человеку, борьба за него — главное в жизни и творчестве писателя-гуманиста. Как человек Короленко всегда чувствовал ответственность перед самим собой и перед обществом.

Они вобрали в себя богатство жизненных впечатлений и встреч писателя, отразили его тревогу за судьбу народа. Этот вопрос становится главным для автора и в «Слепом музыканте», и в «Парадоксе». В этом вопросе для Короленко соединяется философское решение проблемы с «неотвязным вопросом серой мужицкой жизни».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И все новые подтверждения находишь в других произведениях писателя. Вместе с тем оптимизм писателя отнюдь не бездумный, отвлеченный от сложностей жизни. Показательна в этом отношении повесть «Слепой музыкант». Слепой музыкант будет «напоминать счастливым о несчастных» — таков выбор героя повести. Во многих его произведениях поднимается вопрос о том, для чего существует человек, какую роль он играет в обществе.

В сражение он теряет ногу и вынужден вернуться назад на родину. Роман же кроток и ласков, он пытается помочь Петру, объясняя разницу в цветах, описывая те или иные предметы. 357) В. Г. Короленко прожил свою жизнь удивительно ярко и талантливо. Короленко был свидетелем, современником и участником этого процесса. Он участвовал в нем не как революционер, но и не как наблюдатель. Когда первый рассказ Короленко появился в печати, его автор находился во второй ссылке.

Но и в зрелые годы Короленко, уже известного писателя, привлекали к ответственности за разные «литературные преступления». При всем том Короленко никогда не считал себя ни жертвой, ни подвижником, он шел по своему пути бодро и даже весело. В рассказе Короленко «Убивец» ямщик говорит о таких людях: «Ни у них хозяйства, ни у них заведениев. И в самом деле, это был чрезвычайно разношерстный люд, объединенный одним только признаком — разрывом связей с «порядочным» оседлым обществом.

В рассказе Василия о побеге есть потрясающий эпизод о том, как беспощадно расправились беглецы с солдатами на кордоне, но ведь и те хотели их накрыть сонными, «как тетеревей». Недаром бродяги говорят о себе: «едим прошеное, носим брошеное, помрем,- и то в землю не пойдем». И вместе с тем душа этого человека открыта и для других, светлых впечатлений.

«Слепой музыкант» — краткий пересказ

Между тем уже самим заглавием — «Слепой музыкант» — Короленко определил одну из важных тем своего произведения. Действительно, главный его герой — слепой, то есть человек, обделенный природой, лишенный способности видеть. Художественному решению этого вопроса и посвящен «этюд» Короленко. Новые наблюдения возникли у Короленко во время его встречи с двумя слепыми звонарями; как подчеркивает писатель, этот важный для него эпизод он «занес в свою записную книжку прямо с натуры».

Полезная литература:

В тяжелые годы реакции 80-х годов, когда Короленко работал над «Слепым музыкантом», такой подход к человеку был как нельзя более актуальным. Все условия для того, чтобы благополучно приспособиться к среде и обстоятельствам, есть и у героя «Слепого музыканта». Сюжет «Слепого музыканта» включает в себя два повествования. Вопрос о значении интуиции, о соотношении рационального и подсознательного элемента в процессе постижения мира — еще одна важная тема «Слепого музыканта».

Интуиция выступает в рассказе Короленко как мощная сила, вызывающая громадное и плодотворное напряжение психических сил и возможностей человека. 368) В то же время сами по себе они могут привести лишь к обостренному ощущению личного горя, к слепому эгоистическому страданию. Искусство вошло в жизнь слепого так же стихийно и незаметно, как и другие жизненные впечатления.

Личное творчество и народное искусство органически объединились в его композициях. Хри-и-стааа-а» — напоминала «счастливым о несчастных» во время первого публичного дебюта слепого музыканта. Но не только в этом значение народного искусства.

Есть в «Слепом музыканте» важный эпизод, в котором Короленко проводит резкую грань между романтикой исторического прошлого и романтикой сегодняшних стремлений. Это же говорил своим современникам и Короленко. Представление о счастье всегда связывается в сознании человека с образами света и солнца. Изображение переживаний слепого, то есть человека, лишенного этих естественных благ, создание картины мира в его восприятии — все это поставило перед Короленко очень сложную художественную задачу.

Таков и пейзаж возле мельницы в сцене любовного объяснения Петра и Эвелины. Неясность и призрачность этого пейзажа подчеркивается описанием того болезненного впечатления, которое он производит на слепого мальчика. Другой источник образов, далеких от реалистической конкретности, заключается в том, что главный герой повести не только слепой, но слепой музыкант.

К солнцу и свету тянулся и слепой музыкант в своей романтической тоске по «недостижимому» и «неизведанному». И это не будет отступлением от правды. Во время монгольского нашествия князь был разбит полчищами Батыя и, перейдя реки, скрылся в новопостроенном своем городе.

И в то же время в людях глухой стороны Короленко видит не только отжившие взгляды, но и нечто такое, что взглядами не исчерпывается. При всей странности нравов и обычаев каких-нибудь соловьихинцев и песочинцев, люди эти простодушны, наивны и непосредственны, в них есть даже какое-то своеобразное благородство.

Короленко утверждал, что в страдании самом по себе нет заслуги, оно бывает порою слепо и эгоистично. О том, как происходит борьба «идеального» и «практического» начала в человеке, и рассказывается в «Слепом музыканте». Эти слова учителя молодости Короленко могли бы быть поставлены эпиграфом к его произведениям, которые мы избрали: «Соколинцу», «Слепому музыканту» и «Река играет».