Классификация методов психолого-педагогического исследования

Какова взаимосвязь методологии, методов и методик исследования в педагогической психологии? 2. Методы исследования, применяемые в психологии и педагогике и являющиеся общими для ряда наук. Эти методы часто называют общенаучными логическими методами познания. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Исходя из сказанного, В. П. Давыдов условно выделяет группы эмпирических и теоретических методов психолого-педагогического исследования.

В педагогике наряду с понятием методологии существует и понятие методика. В настоящее время определились некоторые подходы к построению системы методов психологии и педагогики. Следует отметить, что система методов психологии и педагогики тождественна методологии и методам любого научного познания.

Подобная классификация методов находит признание как в психологии, так и в педагогике. Следовательно, степень общности (общее — особенное — единичное) выступает критерием для классификации научных методов. Таким образом, при данном подходе эмпирические, теоретические и методологические методы соответствуют уровням психолого-педагогического исследования. Подобный подход к классификации методов психолого-педагогических исследований можно встретить в работах В. П. Давыдова2.

И лишь в последних монографиях, учебниках и учебных пособиях стали акцентировать внимание на необходимости осмысленного применения данных методов в психолого-педагогических исследованиях. Это и понятно: логическая культура исследования значительно повышает его результативность. Дальнейшее рассмотрение методов психолого-педагогического исследования будет осуществляться с опорой на последнюю из предложенных классификаций. В роли таких положений выступают методология и теория.

Это и есть проблемы метода. Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах. Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания и практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. В свою очередь, методы педагогической психологии конкретизируется в исследовательских методиках.

2.4.1. Суть формирующего эксперимента

Например, экспериментальный метод в педагогической психологии воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, личности учащегося и других сторон психической реальности.Пример. С помощью этого метода проверяются гипотезы каузального, т.е. причинно-следственного, характера.

Чем практические методы отличаются от полевого эксперимента и инструментального наблюдения? Почему группа интепретационных методов отделена от организационных? Эмпирические, при которых осуществляется внешне реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования).

Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов; отражающие результаты деятельности и т.п. Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической.

Наконец, интерпретационно-описательные методы — это «место встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и в конечном счете оправдание илиопровержение гипотезы. Результат исследования, в котором используется метод наблюдения, в значительной степени зависит от самого исследователя, от его «культуры наблюдения».

Например, поведение ученика будет различным в присутствии родителей, учителя и сверстников. Психологи различных школ и направлений широко используют его в своих исследованиях. Однако, как показывает последние исследования эффективности данного метода, эти ожидания оправдываются примерно наполовину. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.Метод тестирования.

Тестирование — далеко не новый, но в недостаточно применяемый в педагогической психологии метод исследования (Бурлачук, 2000, С. 325; аннотация). Наиболее полное и систематизированное описание тестов представлено в труде А. Анастази «Психологическое тестирование».

Процедура эксперимента состоит в направленном создании или подборе таких условий, которые обеспечивают надёжное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его воздействием.

Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надёжные показатели при строго определённых условиях. Более ограниченное применение имеет лабораторный эксперимент при исследовании проявлений личности, характера. С одной стороны, здесь сложен и многогранен объект исследования, с другой — известная искусственность лабораторной ситуации представляет большие трудности.

Историческая справка

Впервые этот метод был предложен в 1910 г. А.Ф. Лазурским на 1-м Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике. Такое исследование требует особенно тщательного планирования и подготовки.

Педагогическое исследование организуется в соответствии с научной логикой. Методика отвечает конкретным целям и задачам психолого-педагогического исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. В. И. Загвязинский1 считает, что методы психолого-педагогического исследования могут быть сгруппированы по различным признакам. На основе определенного метода может быть создано множество методик.

Будем читать дальше:


50b23602