Катастрофы в СССР (1953-1989) — часть VIII: afanarizm

В 2013 году Швеция установила рекорд: по всей стране в ДТП погибли только 264 человека. Стандартизованный коэффициент смертности от ДТП в 2009 (*2008) годах на 100 000 населения в России и других странах. В 2012 году в России этот показатель составил 6,6 единицы.

Чернобыльская катастрофа, обошедшаяся в 8 млрд. руб. (Известия, 16.1.1988, с. 1) — отнюдь не исключение. В Донбассе, крупнейшем угольном бассейне, на каждый добытый шахтным способом миллион тонн угля приходится 1 погибший горняк. А если брать производство в целом, здесь цифры пострашнее: в 1989 г., например, на производстве погибли 14.475 человек (примерно столько же советских солдат погибло за 10 лет войны в Афганистане).

Шведская дорога без ДТП

Правда, и среди попавших под колеса пешеходов был пьян каждый пятый. В 1988 г. на советских дорогах погибли 9098 нетрезвых пешехода, в 1989 г. — 11.671.

Кроме того, произошло 18 происшествий, связанных с удушьем и отравлением людей в горных выработках. Большая их часть произошла в Украине. Предприятия по хранению и переработкизерна вошли в число наиболее опасных отраслей промышленности страны. В Тихом океане и Японском море затоплено еще 2 ядерных реактора.

Вода уничтожала в среднем 20% всего объема сельскохозяйственной продукции. В результате, как в 1986 г. было отмечено 485 тыс. случаев этой инфекции, так и осталась заболеваемость на прежнем уровне: в 2000 г. краснухой заболели 452 тыс. человек. Самые сильные пыльные и песчаные бури были на территории России в 1928, 1936, 1946, 1948, 1955, 1957, 1960, 1965, 1969, 1974 годах. Несколько суток ветер дул со скоростью 85—100 км/час.

И напоминает нам про погибших на войне в Афганистане… В 1964 г. Дэвид Соломон исследовал зависимость частоты столкновений автомобиля от отличия его скорости от средней скорости потока и представил результаты в графической форме.

В 1991 г. Вилдес, Рамбольд, и Лининг анализируя отчёты 707 водителей в Австралии, не обнаружили связи между движением ниже скорости потока и увеличением частоты аварий. В число раненых входят лишившиеся трудоспособности и оставшиеся инвалидами. До 2009 года статистика ГИБДД считала погибшими в ДТП тех, кто умирал в течение 7 суток после аварии. Все, кто умирал позднее, в официальные данные не попадали.

За 2010 год ДТП в Европейском регионе привели к гибели более 92 тысяч человек. Бывают и ситуации, когда пострадавшая сторона вершит самосуд над водителем, допустившим ДТП, в том числе с помощью огнестрельного оружия.

Дорожные аварии спасают жизнь израильтянам

Во многих странах, в том числе и в России, различными нормативными и правовыми актами устанавливаются перечни лиц, обязанных оказать помощь. В уголовном законодательстве большинства стран предусмотрена ответственность за неоказание помощи такими лицами.

6 856 в Австрии. Латвии, а число раненых – от 232 в Румынии до 1453 в Бельгии. Смертность на российских дорогах в минувшем году упала почти на 15%. ГИБДД по итогам 2015 года зафиксировала улучшение по большинству основных показателей аварийности. В частности, за повторное управление транспортным средством в пьяном виде с 1 июля была введена уголовная ответственность. Количество погибших при этом выросло на 15,9% и составило почти 4 тыс. человек.

Кризис обрушил смертность

В ГИБДД заявляют, что помимо законодательных мер бороться с пьяными начали помогать граждане. Еще одним фактором, который способствует снижению аварийности среди данной категории нарушителей, в ГИБДД называют распространение практики массовых проверок. Так, например, «Газета.Ru» писала о масштабных профилактических мероприятиях «Невод», которые проходили в Москве и других городах.

Общее число погибших пешеходов в ДТП разного рода сократилось на 3,9%. Однако количество наездов на пешеходных переходах, наоборот, растет. Повышение этих показателей обусловлено ростом ДТП с участием детей. За год зафиксирован рост числа ДТП с пострадавшими детьми-пешеходами на 2,3%, в том числе на 3,8% больше — на пешеходных переходах. При этом в целом ситуация с детской аварийностью улучшилась. Общее количество аварий, в которых погибали и получали травмы дети, снизилось на 16,5 и 3,5% соответственно.

Качественного прорыва в проблеме дорожной аварийности в прошлом году не случилось, это очевидно, — такой позиции придерживается лидер движения «Автомобилисты России» Виктор Похмелкин. Мы видим, что репрессии в отношении водителей продолжаются, но не дают желаемого эффекта. Дороги в порядок не приводятся, хотя этот фактор мог бы снизить аварийность на треть».

Бесцельное движение за 100 миллиардов

Помимо годовых показателей, в ГИБДД уже отчитались о ситуации с аварийностью в январе 2016-го. По некоторым категориям ДТП в январе зафиксировано резкое снижение. Тяжелые ДТП — бич не только российских дорог. И в советское время аварий было не меньше, чем сейчас. Однако, как правило, в Советском Союзе дорожно-транспортные происшествия с участием автомобилей первых лиц партии или знаменитостей замалчивались и в прессе практически не освещались.

В июле 1930 года Сталин отдыхал в Сочи в доме отдыха ЦИК «Пузановка». В один из дней он решил прокатиться на своем «Роллс-Ройсе» в Красную Поляну. Кроме генсека, в машине были его жена Надежда Аллилуева, Семен Буденный, начальник охраны Юсис и водитель. Оставшуюся в живых женщину-водителя по приказу министра госбезопасности Абакумова задержали. В 1961 году советское правительство подарило Гагарину личную «Волгу» ГАЗ-21.

В 1963 году Юрий Гагарин оказался виновником аварию: проехав на запрещающий сигнал светофора, он протаранил старенькую «Победу». За рулем ГАЗ-13 «Чайка» первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии, Героя Соцтруда, кандидата в члены Политбюро Петра Машерова был 60-летний водитель Евгений Зайцев.

НЕ УВЕРЕН, НЕ ОБГОНЯЙ!

Спецавтомашина ГАИ двигалась сзади. Скорость кортежа была 100 — 120 километров в час. Дистанция между машинами 60 — 70 метров. Старший эскорта резко увеличил скорость, и передовая «Волга» пролетела буквально в нескольких метрах от «ГАЗа».

Погибли все, кто был в «Чайке». Через месяц в Минске судили оставшегося в живых водителя картофелевоза Николая Пустовита, признали его виновным в нарушении правил безопасности движения. Он получил 15 лет лишения свободы в колонии общего режима. Иногда утром он занимал место за рулем «Мерседеса», «Кадиллака», «Роллс-Ройса» и, посадив рядом личного шофера, мчался в Кремль.

Этот «Роллс-Ройс» мог развивать скорость до 190 км/ч. и Брежнев ее иногда достигал. Так, у Леонида Ильича появились два «Мерседеса», «Линкольн», «Кадиллак», пара «Роллс-Ройсов», «Олдсмобиль», «Понтиак» и даже единственный в своем роде «Ниссан Президент». В 1989 году на площади Дзержинского в автомобиль секретаря ЦК КПСС Егора Строева врезался грузовик, причем удар был очень сильным.

Франция — страна со средним показателями транспортной смертности в европейском регионе. Что касается роста числа погибших в «пьяных» ДТП, то этому, возможно, и нет четкого объяснения». Мальты и практически не изменилась в Румынии9. Количество аварий снижается и в наступившем 2016-м.