Формы организации познавательной деятельности на уроке Педагогика

В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной работы учащихся, в этом ее сильные стороны. В этой форме работы учитываются возраст учащихся и склонности к различным видам совместной деятельности. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты.

Индивидуальным задачей может быть работа с учебником, справочником, словарем, картой и под Широко практикуется индивидуальная работа в о ограмованому ученийні. 1 Парная форма учебной работы — два ученика выполняют некоторую часть работа вместе Форма используется для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д.

В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя различные формы ее организации: фронтальную, коллективную и индивидуальную

3) групповая форма работы. Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки. Фронтальная работа учащихся на уроке подразумевает общую, одновременную работу со всем классом.

У данной формы учебной работы есть и ряд недостатков. 3) при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки.

В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе. Необходимо отметить, что по отдельности каждую из трех форм организации учебной деятельности учащихся применять не рекомендуется. Полноценный процесс обучения биологии не представляется возможным без использования индивидуальной, групповой и фронтальной форм учебной деятельности.

Реагируя на суждения учителя, приводя разнообразные примеры, сами учащиеся способствуют более обстоятельному анализу учебного материала. Учащиеся выполняют указания учителя, вступают в контакт с ним и классом, учитывают его замечания и реакцию коллектива. Фронтальная форма учебной работы требует от учителя проявления высокого мастерства. В ходе такой работы учитель направляет основные усилия на организацию педагогического взаимодействия всех учащихся класса.

На этапе закрепления и применения в качестве фронтальных можно рекомендовать работы по воспроизведению любых биологических знаний, а также выполнению заданий и решению задач по образцу. Фронтальная форма учебной работы имеет недостатки. В итоге одни школьники (сильные) оказываются недогруженными, решая вопросы пониженной трудности, а другие (слабые) испытывают затруднения и не могут полноценно участвовать в работе.

Групповая форма предполагает организацию обучения биологии при объединении учащихся по определенным признакам. В групповых формах учащиеся становятся субъектами собственной деятельности, что усиливает решение проблемы формирования личности.

Они выступают в общественной форме как групповые ценностные ориентации, которые позволяют создавать в классе структуру межличностных отношений. Точкой опоры в групповой работе является общение, объединяющее учащихся и ориентирующее их на овладение содержанием материала на основе выбора соответствующих способов.

Фронтальная работа имеет наиболее широкое применение. Индивидуальные особенности учащихся учитывать очень трудно. Единый темп работы создает трудности в усвоении материала слабыми учениками. Важная проблема состоит в обеспечении устойчивого внимания учащихся, поддержания их интереса к изучаемому материалу.

Индивидуальная форма работы на уроке географии необходима, очень важна, но использование ее затруднено не только большой численностью учащихся, но и содержанием географии. При индивидуальной работе можно учитывать индивидуальные различия и различное отношение учащихся к учебе. По заданию учителя каждый учащийся работает самостоятельно без обмена с другими учениками.

Учащиеся выполняют задания по тексту учебника, заполнение контурных карт, составление таблиц, графиков и т.п. Для организации более успешной индивидуальной работы необходимо использовать раздаточный дидактический материал. На уроках географии фронтальная и индивидуальная формы работы обычно применяются совместно в сочетании или последовательно.

Различные виды организации учебной деятельности учащихся используются на уроках, экскурсиях, на занятиях кружка и других формах обучения. На уроках географии преобладают три формы организации учебной деятельности школьников: фронтальная, индивидуальная и коллективная. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном следующие формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная; индивидуальная; групповая.