Древнерусская литература

Даниил откровенно признается князю, что не слишком храбр «на рати», но зато в словах крепок. Слово» представляет собой просительное письмо, челобитную2, с которой некий Даниил, судя по тексту, находящийся в заточении, обращается к князю Ярославу. Даниил просит князя облегчить его горькую участь, взять на службу в качестве советника, желая наглядно показать свой ум и образованность.

Творение Даниила было открыто и впервые частично опубликовано Н. М. Карамзиным в примечаниях к его «Истории государства Российского». Один вариант сочинения бытовал с названием «Слово Даниила Заточника, еже написа своему князю Ярославу Владимировичу». Другой вариант — с названием «Моление (или Послание) Даниила Заточника к своему князю Ярославу Всеволодовичу». Надеясь на добросердечие и сострадание князя, Даниил просит его: «Княже, мой господине!

Даниил предполагает далее, что князь может посоветовать ему либо жениться на богатой невесте и тем самым изменить свои материальные обстоятель-ства; либо уйти в монастырь. Уход в монастырь также не устраивает Даниила. Размышляя в связи с этим о личности Даниила, исследователи относили его к числу древнерусских интеллигентов, остро ощущающих недуги своего времени. Интересно, что в «Слове» опять, как и ряде других памятников древнерусской мысли центральным образом становится символ сердца — именно сердце Даниила страдает от одиночества.

Древнерусская литература

И здесь, чтобы совсем не впасть лишь в слезливое попрошайничество, и, одновременно, стремясь защитить собственное достоинство, Даниил Заточник призывает на помощь иронию. Так и кажется, что Даниил Заточник восклицает: «Дайте мне возможность проявить себя, и я займу самое достойное место в обществе!

Для нас же важно, что впервые в истории русской религиозно-философской мысли идея свободного разума в произведениях Даниила Заточника зазвучала столь ярко и определенно. Даниил пишет князю, что он не может и не хочет постричься в монахи: «Лучше мне так окончить жизнь свою, нежели, восприняв ангельский образ, Богу солгать. В чем видит Заточник свое назначение? В ранней литературе еще не были представлены категории комического и трагического.

Особенно сильны подобные умонастроения были в эпоху феодальной раздробленности Руси и монголо-татарского нашествия. Изучение его сопряжено с большими трудностями, поскольку ни один из его списков, дошедших до нас от XVI-XVII вв., не воспроизводит его первоначального текста. Соответственно, от решения вопроса о изначальном адресате Даниила зависит решение вопроса о времени появления самого сочинения.

Известное затруднение вызывает и вопрос об авторе сочинения. Анализируя текст «Моления», исследователи пытались определить социальное положение Даниила. Все «Моление» построено на сцеплении остроумных изречений и афоризмов. С одной стороны, они характеризуют плачевное положение и нужду автора, а с другой, как бы призваны склонить князя к милости.

Даниил уподобляет себя сухому дереву, которое стоит «при пути» и посекается проходящими мимо: его все обижают, ибо он не огражден страхом грозы княжеской, как твердой оградой. Даниил сообщает, что до сих пор служил у бояр и при этом испытал немало «зла» от них. Больше он не хочет находиться от них в зависимости. Даниил говорит, что некогда был богат, и тогда многие дружили с ним. А теперь он в беде, и прежние друзья отвернулись от него, либо притворно сочувствуют ему, смеясь над ним в сердце.

Агиография XVI-XVII веков

Что же представляет собой «Моление» в контексте древнерусской литературной традиции? В этом отношении «Моление» является редчайшим документом светской культуры. Других, подобных ему древнерусских сочинений, мы не знаем. Возможно, потому, что весь литературный процесс в Древней Руси вплоть до XVII века подчинен был, прежде всего, интересам Церкви.

Литература Киевской Руси (XI–XII века)

Его основу составляют постоянные повторы («Княже мой, господине…»), отдельные сентенции оформлены в виде стихов с простыми рифмами и четкими ассонансами.

Ключевые особенности литературы XVII века

Таким образом, это произведение родилось как сплав книжной и народно-поэтической культур. Своеобразно «Моление» и своим отношением к человеческой личности. Вообще в этом произведении, как ни в каком другом памятнике древнерусской литературы, очень сильно проявилось личностное начало автора. Оно известно в пяти редакциях, опубликованных Н.Н. Зарубиным, наиболее известные из которых «Слово» и «Моление».

И личность Даниила Заточника крепко врезалась в народную память, а его послание было воспринято в народе как свое кровное произведение. Даниил, видимо, неслучайно назвал себя «Заточником». Идея сильной княжеской власти стоит в центре одного из интереснейших произведений — «Слова Даниила Заточника». Вокруг послания Даниила Заточника уже долгие годы в науке продолжаются дискуссии.