Чудо над Гудзоном

21 августа 1963 года в Ленинграде совершил первое в мире удачное приводнение самолет, следовавший из Таллина в Москву. В результате посадки, спасательных и буксировочных работ планер самолёта получил значительные повреждения. КВС подал сигнал бедствия и сообщил диспетчеру о столкновении самолёта со стаей птиц, в результате которого были выведены из строя оба двигателя.

После эвакуации пассажиров самолёт был отбуксирован к причалу около Всемирного финансового центра (приблизительно в 6 километрах от места приводнения), где был произведён его подъём. В начале 2000-х совершал полёты для дочерней авиакомпании US Airways — US Airways Shuttle. Витя, садись на воду», — крикнул Василий Чеченов, второй пилот, в прошлом гидролетчик.

Чудо над Гудзоном

Экипаж благополучно посадил самолёт на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. В СМИ происшествие известно как Чудо на Гудзоне (англ.Miracle on the Hudson). Самолёт до столкновения с казарками успел набрать высоту 975 метров.

18 февраля 1945 года во время наступательной операции в Германии Александр Покрышкин успешно посадил самолет на автомагистраль Бреслау-Берлин. Однако летчик пошел на риск. Маневр Покрышкина стал хрестоматийным и вошел в учебники авиации. Но не только в военной, но и в гражданской авиации были случаи удачной посадки вне аэродрома в экстремальных условиях.

4 октября 2013 года в Сан-Хосе (США) пилот, перевозивший пассажира в самолете Bellanca 7ECA, обнаружил неполадки в двигателе, которые могли привести к аварии. Были посадки и на загруженные магистрали. В этом случае успех зависел не только от сноровки пилота, но и от реакции водителей. 20 августа 2012 года легкий самолет, имевший перебои в работе двигателя, сел на шоссе Рига — Вентспилс (Латвия).

Повреждения самолёта

Правда, самолет повредил шасси, поскольку посадка прошла в нештатном режиме. 5 апреля 2010 года аналогичный случай произошел в Австралии. 25 августа 2009 года посадка «Сессны» в Калифорнии доставила жестянщикам работы побольше.

В результате произошла остановка двигателя, и самолет спланировал на шоссе. Не успел уйти от этой неожиданной встречи лишь один автомобиль — VW Golf. Но все это, повторим, были легкие самолеты. Вечером 15 октября 1956 года лайнер Boeing 377 Stratocruiser, принадлежавший компании Pan Am, вылетел из Гонолулу в Сан-Франциско.

16 октября над Тихим океаном отказали 2 двигателя из 4. Командир лайнера принял решение садиться на воду. В результате никто из находившихся на борту не пострадал, если не считать царапин и синяков. Вырабатывая над городом топливо для экстренной посадки в аэропорту «Пулково» (у самолета заклинило стойки шасси), экипаж столкнулся с новой проблемой. Пилоты спланировали на воду. В результате выжили все — 45 пассажиров и 7 членов экипажа.

Однако это была не аварийная посадка, а летная ошибка. В результате никто из 96 пассажиров и 11 членов экипажа не получил даже легких ушибов. 17 июля 1972 года Ту-134, принадлежащий министерству авиации, проходил испытательный полет, в котором исследовались экстремальные режимы работы электрооборудования.

Дальнейшая судьба самолёта

15 января 2009 года Airbus A320 авиакомпании US Airways, выполнявший рейс из Нью-Йорка в Сиэтл, столкнулся со стаей диких гусей. Оба двигателя в результате полученных повреждений заглохли. И, наконец, самый невероятный случай, который имел место 7 сентября 2010 года в России.

В связи с чем перестали работать навигационные системы, связь и перекачивающие насосы. В расходном баке оставалось топлива на 30 минут полета. И случилось чудо — летчики «набрели» на заброшенный аэродром аэропорта «Ижма» (республика Коми), который использовался в качестве вертолетной площадки.

Хэнкс в роли героя, герой в роли Хэнкса

Хоть в его обязанности это и не входило. В результате лайнер успешно приземлился, несмотря на то, что из-за неработающих закрылков посадочная скорость оказалась существенно выше нормированной. Потому что даже посадка лайнера «на брюхо» в аэропорту оставляет куда больше шансов на выживание пассажиров и членов экипажа, чем приводнение.

После семи лет военной службы он перешёл в гражданскую авиацию. Вторым пилотом у Салленбергера в этот день был 49-летний Джеффри Скайлз. Кроме двух пилотов, в экипаж входили три стюардессы. В 15:24 лайнер вылетел из аэропорта Нью-Йорка. Уклониться от них самолёт не мог, и через мгновение раздались глухие удары, которые слышали и пассажиры в салоне.

Первоначально он объявил, что вернётся в аэропорт Нью-Йорка, затем сказал, что совершит посадку в ближайшем аэропорту Тетерборо. Пилоты поняли, что до аэропорта не доберутся — в воздухе им оставалось находиться считанные секунды.

В результате ЧП пострадали 83 человека, большинство из которых получили лёгкие обморожения, и лишь пятеро были тяжело ранены при посадке. Теперь у нас обоих есть тёмные пятна в карьере». После приводнения самолет остался на поверхности воды, и пассажиры через оба аварийных выхода вышли на плоскости крыльев. Этот случай, безусловно, войдет в историю авиации, на нем будут учить молодых американских пилотов и проверять знания действующего летного состава.

В 15 часов 26 минут по местному времени аэробус А-320 вылетел из нью-йоркского аэропорта Ла Гардиа. В этот критический момент последовало сообщение пилота о предстоящей посадке на воду. Летчик предупредил пассажиров о возможном «сильном ударе».

После окончания расследования самолёт был приобретён Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотт, Северная Каролина. Самолет «Боинг-727-230″ греческой авиакомпании Olympic Airways выполнял местный пассажирский рейс из Афин в Салоники. И тогда Мостовой принял единственно верное в сложившейся ситуации решение: сажать самолет на поверхность воды — между Большеохтинским и Финляндским мостами. Самолет пронесся в паре метров над мостом Александра Невского — в то время еще только строящимся.