Борьба двух «миров» в поэме А. Блока «Двенадцать»

В основе произведения — революционный конфликт, борьба старого и нового. Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Если рассматривать их в двух планах поэмы, то, с одной стороны, они простые красноармейцы. Но, с другой стороны, образ Иисуса в конец поэмы заставляет нас думать о других двенадцати – о двенадцати апостолах.

А. Блок — поэт, который теме родины «сознатель­но и бесповоротно» посвятил всю свою жизнь Это сквозная тема в его творчестве. Блок приветствовал Октябрьскую революцию. Ее безоговорочное принятие он выразил в поэме «Двенадцать».

Образы ветра и метели имеют в поэме символическое значение. Блок рисует конфликт между старым и новым ми­ром, их яростную, непримиримую борьбу. В первой главе вниманию читателя предстают представители старого мира: буржуй, писатель-ви­тия, товарищ поп, барыня в каракуле.

Неоднократно поэт сравнивает его с «псом безрод­ным», передавая свое отношение к происходящему в стране. Со всеми представителями старого мира природная стихия обходится безжалостно: сбивает с ног, рвет одежду, толкает в сугроб, и это тоже символично.

Поведение красногвардейцев поэт объясняет тем, что они вышли из старого мира, воспитывались и росли в его недрах, а потому не могут сразу преодолеть накопленный за долгие годы негатив. В заключительной главе возникает образ Иисуса Христа. Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким.

Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена.

Это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе. В поэме достаточно много различных символических образов. Символические образы вьюги, мете- ли, пурги, ветра, снега проходят через всю поэзию Блока: “вот поднялся вихорь снежный”, “вдали запевала метель”, “ветер веет снежный”.

Столкновение не может закончиться примирением — настолько контрастны борющиеся силы. Их непримиримость в поэме подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”. Автор конкретизирует содержание “черного вечера”: “буржуй на перекрестке”, “поп нынче веселый”, “барыня в каракуле”.

Особенно непримирим к новому давний недруг Блока — либеральный болтун. Сюжет в главах поэмы развивается последовательно. Двенадцать — враги старого мира, но они сами вышли из его недр. Поэт символически передает это образом старого мира — “пса безродного”, который не отстает, а ковыляет позади. В них бушуют и темные страсти. Он благословляет очистительную силу огня революции и активность ее свершений: “Мы на горе всем буржуем мировой пожар раздуем”.

Поэма “Двенадцать” впервые в русской литературе подчеркнула вселенский размах революции. Важнейшее значение произведения заключалось в том, что Блок показал в нем, как революция пробудила в людях все самое светлое.

В этом поэма была новаторской. В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать накал социальной борьбы, запечатлеть его в драматииеских и контрастных образах. Поэма “Двенадцать” принадлежит к вершинам русской литературы, стоит в одном ряду с такими великими поэмами, как “Медный всадник” А. С. Пушкина, “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова. Нынешние толкователи порой пытаются прочесть поэму “Двенадцать” “от противного”, доказать, что Блок в ней дал сатиру на революцию, а его Христос — на самом деле Антихрист.

И главное, что услышал поэт в этой музыке, — ее многоголосие. Оно отразилось в ритмике поэмы — она вся построена на смене музыкальных мелодий. Стихийна в произведении и любовь. Это темная страсть с черными хмельными ночками, с роковой изменой и нелепой гибелью Катьки, которую убивают, целясь в Ваньку, и никто не раскаивается в этом убийстве.

Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы, — это путь из бездны к воскрешению, от хаоса к гармонии. На этой ноте завершается поэма, проникнутая верой А. Блока в грядущее воскрешение России и воскресение человеческого в человеке. Поэма «Двенадцать» (1918) – итог раздумий Блока о революции. Картины разрушенной жизни, разбушевавшейся природы, образы старого мира составляют реальную обстановку, в которой совершаются революции.

Против старого мира, навстречу ветру, через разруху и голод идут двенадцать человек, исполненные гнева народного. Революционная страсть, охватившая этих людей, преображает их в организованных, сознательных солдат революции. Основа содержания поэмы – «буря» в море жизни. Строя сюжет произведения, Блок обращается к антитезе, приёму контраста. Резкое противопоставление двух миров – «черного» и «белого», старого и нового. Главная тема и главный герой поэмы – революционный народ, народ в революционную эпоху. В отличие от дореволюционных произведений А. Блока, тема решается не лирическими средствами.

В поэме звучат голоса двенадцати красногвардейцев. В поэму включены песни, частушки. Этому способствуют образы-лейтмотивы поэмы, система контрастов. Одна – сопоставление красногвардейского отряда с представителями старого мира. Другая – противопоставление черного белому и «пса безродного» (старого мира) Христу.

В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным поэтом. Революция изображена у Блока с человеческим лицом, а не с кровью и убийствами. Таким образом, мы можем сделать вывод, что символичное название поэмы Блока следует понимать двояко. По сей день исследователи пытаются разгадать многие символы и иносказания, заложенные автором в этом произведении.