Административные реформы Петра I

Положительные и отрицательные итоги реформ Петра 1 можно, пожалуй, поделить поровну. Среди противников реформ Петра I был и его сын Алексей. Важной государственной реформой стал и закон Петра I о престолонаследии (1722).

Адриана в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества. Синод, члены которого подчинялись Петру 1, которым и назначались. Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Указы об обязательном обучении детей дворян, дьяков и подьячих. 1722 – Составление ревизских сказок с равным занесением в них крепостных, холопов и лиц «промежуточных» свободных состояний: все они теперь уравниваются в социальном положении, как единое сословие.

1699 – Введение городского самоуправления: учреждение городских ратуш из выборных бурмистров и центральной Бурмистерской палаты в Москве. 1719 – Введение нового областного деления (11 губерний, разделённых на провинции, уезды и дистрикты), в которое входят и земли, отвоеванные у Швеции.

В результате социальных реформ Петра I сильно изменилось положение трёх главных русских сословий – дворян, крестьян и городских жителей. Служилое сословие,дворяне, после реформ Петра I стали исполнять воинскую повинность не с набираемыми ими самими местными ополчениями, а в регулярных полках. Службу дворяне теперь (в теории) начинали с тех же нижних чинов, что и простонародье.

Она установила 14 чинов армейской и штатской службы. Для подготовки к службе Петр I ещё и обязал дворян проходить первоначальное обучение грамоте, цифири и геометрии. Надо отметить, что помещичье сословие и после реформ Петра I всё же имело довольно важные служебные преимущество перед людьми незнатными.

Эта чисто финансовая, на первый взгляд, реформа имела, однако, и важное социальное содержание. Новую подушную подать было велено одинаково взимать не только с крестьян, но и с прежде не плативших государственных налогов частновладельческих холопов. Это предписание Петра I сблизило социальное положение крестьянства с бесправным холопским.

В 1699 Петр I предоставил русским городам право самоуправления в лице выборных бурмистров, которые должны были составлять ратушу. Горожане теперь разделялись на «регулярных» и «нерегулярных», а также на гильдии и цехи по роду занятий. К концу правления Петра I ратуши были преобразованы в магистраты, которые имели больше прав, нежели ратуши, но избирались менее демократичным способом – лишь из «первостатейных» граждан.

До военной реформы Петра I солдаты таких полков совмещали службу с торговлей, ремеслом и другими подобными занятиями. Армии стали постоянными и не распускались после военных кампаний. Солдаты войск Петра I полностью отрывались от семей и всяких иных занятий, кроме военного.

В регулярных полках к концу царствования Петра числилось по итогам военной реформы до 212 тысяч солдат. Боярская дума при Петре I окончательно потеряла значение органа влиятельной высшей аристократии. Петр решал все дела с узким кругом приближённых – в большинстве­ незнатных выходцев и даже иностранцев.

Административные реформы Петра I

Перестало существовать губное самоуправление городов и волостей. Одной из важнейших административных реформ Петра I было учреждение в 1711 нового высшего государственного органа – Правительствующего Сената. Множество прокуроров и фискалов при Петре I ревизовало административные органы на всех уровнях. Бывшие московские приказы реформой 1718 г. были заменены 12-ю коллегиями по шведскому образцу. Отличие созданных реформой Петра I коллегий от позднейших министерств состояло в том, что в первых практиковалось коллегиальное обсуждение дел их членами, а не единоличное руководство министром.

Во время Северной войны Петром I постоянно поднимались косвенные налоги, вводилось множество новых (на бороды, бани, дубовые гробы, гербовую бумагу и т. п.), чеканилась «облегчённая» монета. Была введена и особая финансовая должность прибыльщиков, которые указывали Петру I на новые возможные источники обложения.

Подобно большинству европейских деятелей второй половины XVII – начала XVIII века Петр I следовал в экономической политике принципам меркантилизма. К концу царствования Петра I в России было уже 233 завода. Во внешней торговле меркантилистская политика Петра I привела к строгому протекционизму (вводились высокие пошлины на ввозные изделия, чтобы помешать им конкурировать с российскими продуктами).

В результате военной реформы Петра I роль регулярных полков ещё возросла. Итоги реформ Петра 1 следует рассматривать в контексте особенностей его царствования. Петр I внедрял в России и бытовые европейские обычаи. Порядок прохождения служебных степеней определялся со времён реформ Петра I уже не родовитостью и не обычаями вроде местничества, а изданной в 1722 «Табелью о рангах». Таким образом, в ходе налоговой реформы Петра I был введен единый денежный налог (подушная подать) и увеличено число налогоплательщиков.