2 Процесс обучения, его структура и виды

1. Как связаны между собой процессы познания и обучения? Понятие и задачи технологии обучения. Он определяет и цель учебного процесса, и содержание учебного материала, и структуру занятия, и методы учебной деятельности. Что является движущими силами процесса обучения? Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции. Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций.

Результатом стимулирования должен быть внутренний процесс — возникновение в УЧН нов положительных мотивов учения Мотивация в обучении проявляется на всех этапаах. Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков.

В группу образовательных задач входит формирование знаний, выработка специфических умений и накопление личного опыта практической работы в той или иной области профессиональной деятельности.

Разумеется, нельзя взять отдельно одну из перечисленных задач и пытаться только ее решить. Все они взаимосвязаны и реализуются в органическом единстве. Для успешного воспитания в процессе обучения (вместе с обучением, одновременно с ним) требуются некоторые благоприятные условия, над созданием которых придется потрудиться преподавателю. Обучение – процесс двусторонний, в нем воедино сливаются преподавание и учение.

Он и осуществляет одну сторону процесса обучения – преподавание. Вторая сторона этого процесса – учение, она реализуется в деятельности обучаемых. Принцип сочетания групповой и индивидуальной работы. Во-первых, это образовательная функция. Процесс обучения Данный процесс протекает, осуществляется, развивается, совершенствуется. Этого же требуют и основные цели обучения , заключающие в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности.

Рефераты и курсовые, отчеты по практике и контрольные. Дипломные работы и другие творческие, аналитические работы. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше представление о нем и позволяет сделать его более эффективным.

Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные, интериоризо-ванные знания, согласно выводам ученых, характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Это как бы знание в действии. Анализ образовательной функции обучения естественно ведет к выделению и описанию тесно связанной с ней развивающей функции. Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Отечественной психологической школой и педагогическими исследованиями установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности.

Можно сказать, что всякое обучение развивается благодаря, в первую очередь, содержанию образования и, во вторую, благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как известно из психологии, развивается в процессе деятельности.

В отечественной дидактике для этого имеется специальный термин «развивающее обучение». В 60-е годы один из российских дидактов Л.В. Занков создал систему развивающего обучения младших школьников. Надо отметить, что развитие сенсорной, двигательной, эмоциональной сфер личности в обучении отстает от интеллектуального развития. Развитие эмоциональной сферы, тонкости и богатства чувств, переживаний от восприятия природы, искусства, окружающих людей, всех вообще явлений жизни является также одной из задач обучения.

2 Процесс обучения, его структура и виды

Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитывающим фактором обучения является прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал.

С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения. Следовательно, для реализации воспитательной функции обучения учителю недостаточно знать об объективном характере связи обучения и воспитания. Для реализации воспитательной функции процесс обучения должен быть специально проанализирован и разработан учителем во всех его компонентах. Надо, однако, помнить, что воспитание учащихся осуществляется не только в школе и не заканчивается в ней. Поэтому не рекомендуется полностью подчинить процесс обучения целям воспитания.

Думается, что это утопия: как уже было сказано, любая система обучения прямо или косвенно формирует личность ученика. Итак, наукой выделены три функции процесса обучения, которые характеризуют его специфические свойства.

Они взаимообусловлены, являясь следствием и причиной одно другого. Обучение — процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда и важнейшая социальная функция обучения — формирование личности, соответствующей социальным требованиям.

Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Мы попытаемся кратко изложить свое видение и понимание процесса обучения. Но есть еще и термин «учебный процесс», имеющий в виду обучение в конкретных условиях, и термин «ход обучения», означающий единичный процесс.

Понятие «учебный процесс» у нее охватывает взаимодействие только учителя и ученика . По Т.А. Ильиной, «учебный процесс» шире, объемнее «процесса обучения». В данной теме мы придерживаемся позиции И.Я. Лернера. Процесс обучения — система последовательных учебных действии преподавателя для достижения познавательного результата и соответствующая последовательная смена в умственном развитии учащегося.

Другие дидакты (В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.) поддержали эту идею. Противоречия бывают внешние и внутренние. Первые это те, которые возникают вне личности, хотя касаются ее развития: между потребностями общества по подготовке молодого поколения к жизни и наличным уровнем этой подготовки. Кроме противоречия, к числу движущих сил процесса обучения следует отнести чувства и эмоции.

ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения

Эти характеристики могут выступать и как мотивы учения. В связи с тем, что есть различия между понятиями «процесс обучения» и «учебный процесс», правомерно говорить о структуре первого и второго процесса.

Цель— это социальный заказ, т.е. тот или иной объем и соответствующее качество знаний, которым должен овладеть учащийся. Между тем есть цель учителя и цель ученика. А заказ уточняется по типам школ и уровню классов. Учитель в функции преподавателя выступает как субъект процесса обучения. Он сам и организует учебную работу учащихся, создавая для этого благоприятные условия. Таким образам, учитель руководит процессом обучения.

3. Дайте характеристику основных функций процесса обучения. Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Глава II. Структура процесса обучения, характеристика структурных компонентов.